Способность самоуправления у студентов с различной степенью выраженности прокрастинации

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-71-79

Ключевые слова:

самоуправление, прокрастинация, психологические феномены, студенты, дистанционное обучение

Аннотация

Прокрастинация как психологический феномен все чаще становится предметом исследования в контексте социальных изменений. В связи с переходом на дистанционное обучение в ситуации пандемии способность к самоорганизации, самоуправлению приобретает еще более важное значение. В статье дается краткий теоретический обзор отечественных и зарубежных исследований по вопросам самоуправления в период студенчества и проблеме прокрастинации. Рассматривается специфика проявления прокрастинации в учебно-профессиональной деятельности студентов. Под самоуправлением студентов, вслед за Н. М. Пейсаховым, понимается способность управлять своими формами активности. Прокрастинация понимается как иррациональная задержка поведения.

Целью исследования явилось выявление способности самоуправления у студентов с различной степенью прокрастинации. Было выдвинуто предположение, что существуют различия в способностях самоуправления у студентов с высокой, средней и низкой степенью прокрастинации: у студентов с высокой степенью выраженности прокрастинации способность самоуправления на всех ее этапах будет находиться на уровне более низком, чем у студентов со средней и низкой степенью прокрастинации. Для достижения поставленной цели использовались методика К. Лэй «Шкала студенческой прокрастинации» и методика «Способность самоуправления» Н. М. Пейсахова. Для доказательства достоверности полученных результатов был использован φ-критерий Фишера.

В исследовании принимали участие 100 студентов ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» очной формы обучения 1–4 курсов в возрасте от 17 лет до 21 года.

Установлено, что у респондентов преобладает средняя выраженность прокрастинации (46%). В целом студентам свойственно откладывать выполнение заданий, задерживать сроки предоставления контрольных, курсовых работ, отчетов по практикам. Также выявлено, что у респондентов преобладает средний уровень способности самоуправления. Обучающиеся способны ставить цель, планировать, принимать решения, но испытывают трудности в анализе противоречий и ориентировке в ситуации, прогнозировании, а также в выборе критериев оценки успешности собственной деятельности.

Результаты исследования показали, что способность самоуправления студентов зависит от степени выраженности прокрастинации: чем выше уровень прокрастинации, тем ниже способность самоуправления.

Перспективами дальнейшего исследования являются формирование и развитие самоуправления студентов, которое будет способствовать оптимизации учебного процесса в условиях дистанционного обучения.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Бородина, Л. Ф. (2019) Представление о прокрастинации в зарубежных исследованиях. Человеческий капитал, № 6-2 (126), с. 207–211.

Варваричева, Я. И. (2010) Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования. Вопросы психологии, № 3, с. 121–131.

Микляева, А. В., Безгодова, С. А., Васильева, С. В. и др. (2018) Академическая прокрастинация в структуре стилевых особенностей учебной деятельности студентов. Психологическая наука и образование, т. 23, № 4, с. 61–69. https://doi.org/10.17759/pse.2018230406

Могилевская, В. Ю. (2020) Связь способности к самоуправлению и самоэффективности в юношеском возрасте (на материале Приднестровья). В кн.: Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: cборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции, «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020 г. В 2 ч. Ч. 2. Москва: Международная академия наук педагогического образования, с. 509–514.

Пейсахов, Н. М., Шевцов, М. Н. (1991) Практическая психология (научные основы). Казань: Изд-во Казанского ун-та, 122 с.

Петанова, Е. И. (2020) Самоуправление российских и китайских студентов, адаптирующихся к обучению в вузе. В кн.: П. С. Аветисян, Г. З. Саркисян (ред.). Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Международная научно-практическая конференция, 25–26 октября 2019 г., Ереван. Ереван: Изд-во Рос.-Армян. у-та, с. 587–592.

Петрова, Е. В. (2018) Феномен прокрастинации в учебном процессе. Вестник университета, № 4, с. 156–158.

Плотникова, Е. С. (2020) Взаимосвязь локуса контроля на способности к самоуправлению. Вестник Северо- восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия, № 1 (17), с. 42–46.

Чеврениди, А. А. (2016) Обзор исследований феномена прокрастинации в исторической ретроспективе. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, № 4-1, с. 16–25.

REFERENCES

Borodina, L. F. (2019) Predstavlenie o prokrastinatsii v zarubezhnykh issledovaniyakh [Understanding of procrastination in foreign studies]. Chelovecheskij kapital — Human Capital, no. 6-2 (126), pp. 207–211. (In Russian)

Chevrenidi, A. A. (2016) Obzor issledovanij fenomena prokrastinatsii v istoricheskoj retrospektive [Review of research on the phenomenon of procrastination in historical retrospect]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina — Vestnik of Pushkin Leningrad State University, no. 4-1, pp. 16–25. (In Russian)

Miklyaeva, A. V., Bezgodova, S. A., Vasil’eva, S. V. et al. (2018) Akademicheskaya prokrastinatsiya v strukture stilevykh osobennostej uchebnoj deyatel’nosti studentov [Academic procrastination in the structure of learning activity styles in students]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 23, no. 4, pp. 61–69. https://doi.org/10.17759/pse.2018230406 (In Russian)

Mogilevskaya, V. Yu. (2020) Svyaz’ sposobnosti k samoupravleniyu i samoeffektivnosti v yunosheskom vozraste (na materiale Pridnestrov’ya) [The connection betweenself-management ability and self-efficacy in adolescence (based on Transnistria material)]. In: Gorizonty i riski razvitiya obrazovaniya v usloviyakh sistemnykh izmenenij i tsifrovizatsii: cbornik nauchnykh trudov XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii “Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoj shkoly Upravleniya obrazovatel’nymi sistemami”, 25 yanvarya 2020 g. [Horizons and risks of education development in the context of systemic changes and digitalization: Proceedings of the XII International scientific and practical conference “Shamov Pedagogical Readings of the Scholar School of Educational Systems Management”, 25 January 2020]: In 2 parts. Pt 2. Moscow: Mezhdunarodnaya akademiya nauk pedagogicheskogo obrazovaniya Publ., pp. 509–514. (In Russian)

Pejsakhov, N. M., Shevtsov, M. N. (1991) Prakticheskaya psikhologiya (nauchnye osnovy) [Practical зsychology (scientific foundations)]. Kazan: Kazan University Publ., 122 p. (In Russian)

Petanova, E. I. (2020) Samoupravlenie rossijskikh i kitajskikh studentov, adaptiruyushchikhsya k obucheniyu v vuze [Self-government of Russian and Chinese students, adapting to study at the university]. In: P. S. Avetisyan, G. Z. Sarkisyan (ed.). Problemy razvitiya lichnosti v usloviyakh globalizatsii: psikhologo-pedagogicheskie aspekty: II Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, 25–26 okt. 2019 g., Erevan [Problems of personality development in the context of globalization: Psychological and pedagogical aspects: Proceedings of the II International scientific and practical conference, 25–26 October 2019, Erevan]. Erevan: Russian-Armenian (Slavonic) University Publ., pp. 589–594. (In Russian)

Petrova, E. V. (2018) Fenomen prokrastinatsii v uchebnom protsesse [Procrastination in academic learning]. Vestnik universiteta, no. 4, pp. 156–158. (In Russian)

Plotnikova, E. S. (2020) Vzaimosvyaz’ lokusa kontrolya na sposobnosti k samoupravleniyu [The relationship of the locus of control and self-government]. Vestnik Severo-vostochnogo federal’nogo universiteta im. M. K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Filosofiya — Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy, no. 1 (17), pp. 42–46. (In Russian)

Varvaricheva, Ya. I. (2010) Fenomen prokrastinatsii: problemy i perspektivy issledovaniya [The procrastination phenomenon: Problems and prospects for research]. Voprosy psikhologii, no. 3, pp. 121–131. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.03.2021

Выпуск

Раздел

Статьи