Эффект предпочтения лиц из своей возрастной когорты (own-age bias) в образовательном контексте
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-329-336Ключевые слова:
процесс переработки информации о лице, эффект предпочтения лиц из своей возрастной когорты, ученики, учителя, образовательный контекст, индивидуальные различияАннотация
Фокус внимания современных исследователей образования в связи с возрастающими запросами практикующих специалистов направлен на изучение социально-эмоциональной сферы личности обучающихся. Значимость гармоничного развития этой сферы для успешной социализации и высоких академических достижений ученика была неоднократно продемонстрирована в экспериментальных исследованиях. В научной литературе все чаще поднимается вопрос о связи того, какие эмоции школьники переживают во время учебного процесса, с их учебной мотивацией, успехами в учебе. Все это ставит определенные задачи перед современным педагогом, в том числе задачу эффективно дифференцировать эмоциональные выражения и состояния своих учеников, чтобы, во-первых, вовремя и правильно реагировать в различных ситуациях, а во-вторых, обучать детей распознавать эмоции, свои и других людей.
В то же время из современной науки о процессе переработки информации о лице следует, что представители всех возрастных групп лучше воспринимают, запоминают, узнают лица своих ровесников, а также именно по ним легче интерпретируют социально значимую информацию (например, эмоциональное состояние) (так называемый эффект «own-age bias»). Интерес представляет вопрос о том, как в таком случае осуществляется процесс социального восприятия друг друга основными участниками образовательного процесса — учениками и педагогами, насколько широки индивидуальные различия и с чем они связаны.
В настоящей статье мы освещаем современное состояние исследований эффекта предпочтения лиц из своей возрастной когорты у детей и взрослых, основные результаты отечественных и зарубежных ученых. Мы анализируем существующие выводы, а также обсуждаем, как данная линия исследований может быть продолжена и чем она будет полезна для формирования рекомендаций как для педагогов по особенностям невербальной стороны коммуникации с детьми, так и для образовательных учреждений, которые занимаются подготовкой данной группы специалистов.
Библиографические ссылки
Aldrup, K., Carstensen, B., Köller, M. M., Klusmann, U. (2020) Measuring teachers’ social-emotional competence: Development and validation of a situational judgment test. Frontiers in Psychology, vol. 11, article 892. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00892 (In English)
Anastasi, J. S., Rhodes, M. G. (2005) An own-age bias in face recognition for children and older adults. Psychonomic Bulletin and Review, vol. 12, no. 6, pp. 1043–1047. DOI: 10.3758/BF03206441 (In English)
Breen, N., Caine, D., Coltheart, M. (2000) Models of face recognition and delusional misidentification: A critical review. Cognitive Neuropsychology, vol. 17, no. 1–3, pp. 55–71. DOI: 10.1080/026432900380481 (In English)
Bruce, V., Young, A. (1986) Understanding face recognition. British Journal of Psychology, vol. 77, no. 3, pp. 305–327. DOI: 10.1111/j.2044-8295.1986.tb02199.x (In English)
Calder, A. J., Young, A. W. (2005) Understanding the recognition of facial identity and facial expression. Nature Reviews Neuroscience, vol. 6, no. 8, pp. 641–651. DOI: 10.1038/nrn1724 (In English)
Damasio, A. R., Damasio, H., van Hoesen, G. W. (1982) Prosopagnosia: Anatomic basis and behavioral mechanisms. Neurology, vol. 32, no. 4, pp. 331–331. DOI: 10.1212/WNL.32.4.331 (In English)
Durlak, J. A., Weissberg, R. P., Dymnicki, A. B. et al. (2011) The impact of enhancing students’ social and emotional learning: A meta‐analysis of school‐based universal interventions. Child Development, vol. 82, no. 1, pp. 405–432. DOI: 10.1111/j.1467-8624.2010.01564.x (In English)
Fridlund, A. J. (1994) Human facial expression: An evolutionary view. San Diego: Academic Press, 369 p. (In English)
Harrison, V., Hole, G. J. (2009) Evidence for a contact-based explanation of the own-age bias in face recognition. Psychonomic Bulletin & Review, vol. 16, no. 2, pp. 264–269. DOI: 10.3758/PBR.16.2.264 (In English)
Haxby, J. V., Hoffman, E. A., Gobbini, M. I. (2000) The distributed human neural system for face perception. Trends in Cognitive Sciences, vol. 4, no. 6, pp. 223–233. DOI: 10.1016/S1364-6613(00)01482-0 (In English)
Herzmann, G., Danthiir, V., Schacht, A. et al. (2008) Toward a comprehensive test battery for face cognition: Assessment of the tasks. Behavior Research Methods, vol. 40, no. 3, pp. 840–857. DOI: 10.3758/BRM.40.3.840 (In English)
Hildebrandt, A., Sommer, W., Herzmann, G., Wilhelm, O. (2010) Structural invariance and age-related performance differences in face cognition. Psychology and Aging, vol. 25, no. 4, pp. 794–810. DOI: 10.1037/a0019774 (In English)
Hildebrandt, A., Lüdtke, O., Robitzsch, A. et al. (2016) Exploring factor model parameters across continuous variables with local structural equation models. Multivariate Behavioral Research, vol. 51, no. 2–3, pp. 257–258. DOI: 10.1080/00273171.2016.1142856 (In English)
Hills, P. J. (2012) A developmental study of the own-age face recognition bias in children. Developmental Psychology, vol. 48, no. 2, pp. 499–508. DOI: 10.1037/a0026524 (In English)
Hills, P. J., Lewis, M. B. (2011) Rapid communication: The own-age face recognition bias in children and adults. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, vol. 64, no. 1, pp. 17–23. DOI: 10.1080/17470218.2010.537926 (In English)
Hugenberg, K., Young, S. G., Bernstein, M. J., Sacco, D. F. (2010) The categorization-individuation model: An integrative account of the other-race recognition deficit. Psychological Review, vol. 117, no. 4, pp. 1168–1187. DOI: 10.1037/a0020463 (In English)
Kassem, C. L. (2002) Developing the teaching professional: What teacher educators need to know about emotions. Teacher Development, vol. 6, no. 3, pp. 363–372. DOI: 10.1080/13664530200200177 (In English)
Kuefner, D., Macchi Cassia, V., Picozzi, M., Bricolo, E. (2008) Do all kids look alike? Evidence for an other-age effect in adults. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, vol. 34, no. 4, pp. 811–817. DOI: 10.1037/0096-1523.34.4.811 (In English)
Lebedeva, E. I. (2019) Raspoznavanie det’mi 3–5 let emotsional’noi litsevoi ekspressii lyudei raznogo vozrasta [Recognition by children of 3–5 years of emotional face expression of people of different age]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya — Perm University Herald. Series “Philosophy. Psychology. Sociology”, no. 4. pp. 575–585. DOI: 10.17072/2078-7898/2019-4-575-585 (In Russian)
Macchi Cassia, V., Picozzi, M., Kuefner, D., Casati, M. (2009) Short article: Why mix-ups don’t happen in the nursery: Evidence for an experience-based interpretation of the other-age effect. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, vol. 62, no. 6, pp. 1099–1107. DOI: 10.1080/17470210802617654 (In English)
Macchi Cassia, V., Kuefner, D., Picozzi, M., Vescovo, E. (2009) Early experience predicts later plasticity for face processing: Evidence for the reactivation of dormant effects. Psychological Science, vol. 20, no. 7, pp. 853–859. DOI: 10.1111/j.1467-9280.2009.02376.x (In English)
Meissner, C. A., Brigham, J. C., Butz, D. A. (2005) Memory for own- and other-race faces: A dual-process approach. Applied Cognitive Psychology, vol. 19, no. 5, pp. 545–567. DOI: 10.1002/acp.1097 (In English)
Minyurova, S. A., Zausenko, I. V. (2013) Lichnostnye determinanty psikhologicheskogo blagopoluchiya pedagoga [Personal determinants of psychological well-being of a teacher]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Pedagogical Education in Russia, no. 1, pp. 94–101. (In Russian)
Orel, E., Brun, I., Kardanova, E., Antipkina, I. (2018) Developmental patterns of cognitive and non-cognitive skills of Russian first-graders. International Journal of Early Childhood, vol. 50, no. 3, pp. 297–314. DOI: 10.1007/s13158-018-0226-8 (In English)
Pascalis, O., de Haan, M., Nelson, C. A. (2002) Is face processing species-specific during the first year of life? Science, vol. 296, no. 5571, pp. 1321–1323. DOI: 10.1126/science.1070223 (In English)
Perfect, T. J., Harris, L. J. (2003) Adult age differences in unconscious transference: Source confusion or identity blending? Memory & Cognition, vol. 31, no. 4, pp. 570–580. DOI: 10.3758/BF03196098 (In English)
Petrakova, A. (2018) Individuelle Unterschiede in der Gesichterkognition im Kindes- und Jugendalter [Individual differences in face cognition across childhood and adolescence]. PhD dissertation (Psychology). Berlin, Humboldt- Universität zu Berlin, 119 p. DOI: 10.18452/19481 (In English and German)
Petrakova, A., Sommer, W., Junge, M., Hildebrandt, A. (2018) Configural face perception in childhood and adolescence: An individual differences approach. Acta Psychologica, vol. 188, pp. 148–176. DOI: 10.1016/j.actpsy.2018.06.005 (In English)
Picci, G., Scherf, K. S. (2016) From caregivers to peers: Puberty shapes human face perception. Psychological Science, vol. 27, no. 11, pp. 1461–1473. DOI: 10.1177/0956797616663142 (In English)
Rey, L., Extremera, N., Pena, M. (2016) Emotional competence relating to perceived stress and burnout in Spanish teachers: A mediator model. PeerJ — Life & Environment, article e2087. DOI: 10.7717/peerj.2087 (In English)
Russell, R., Duchaine, B., Nakayama, K. (2009) Super-recognizers: People with extraordinary face recognition ability. Psychonomic Bulletin & Review, vol. 16, no. 2, pp. 252–257. DOI: 10.3758/PBR.16.2.252 (In English)
Scherf, K. S., Scott, L. S. (2012) Connecting developmental trajectories: Biases in face processing from infancy to adulthood. Developmental Psychobiology, vol. 54, no. 6, pp. 643–663. DOI: 10.1002/dev.21013 (In English)
Schlegel, K., Grandjean, D., Scherer, K. R. (2014) Introducing the Geneva emotion recognition test: An example of Rasch-based test development. Psychological Assessment, vol. 26, no. 2, pp. 666–672. DOI: 10.1037/a0035246 (In English)
Sergienko, E. A., Nikitina, E. A. (2004) Mekhanizmy vospriyatiya polya cheloveka po izobrazheniyam lits novorozhdennykh [Mechanisms of sex perception on newborn faces’ images]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 25, no. 4, pp. 5–13. (In Russian)
Tanaka, J. W., Farah, M. J. (1993) Parts and wholes in face recognition. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, vol. 46, no. 2, pp. 225–245. DOI: 10.1080/14640749308401045 (In English)
Tanaka, J. W., Kiefer, M., Bukach, C. M. (2004) A holistic account of the own-race effect in face recognition: Evidence from a cross-cultural study. Cognition, vol. 93, no. 1, pp. B1–B9. DOI: 10.1016/j.cognition.2003.09.011 (In English)
Trezise, K., Reeve, R. A. (2014) Cognition-emotion interactions: Patterns of change and implications for math problem solving. Frontiers in Psychology, vol. 5, article 840. DOI: 10.3389/fpsyg.2014.00840 (In English)
Valentine, T. (1991). A unified account of the effects of distinctiveness, inversion, and race in face recognition. The Quarterly Journal of Experimental Psychology Section A, vol. 43, no. 2, pp. 161–204. DOI: 10.1080/14640749108400966 (In English)
Van der Meulen, A., Roerig, S., de Ruyter, D. et al. (2017) A comparison of children’s ability to read children’s and adults’ mental states in an adaptation of the reading the mind in the eyes task. Frontiers in Psychology, vol. 8, article 594. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00594 (In English)
Wiese, H., Schweinberger, S. R., Hansen, K. (2008) The age of the beholder: ERP evidence of an own-age bias in face memory. Neuropsychologia, vol. 46, no. 12, pp. 2973–2985. DOI: 10.1016/j.neuropsychologia.2008.06.007 (In English)
Wilhelm, O., Herzmann, G., Kunina, O. et al. (2010) Individual differences in perceiving and recognizing faces — One element of social cognition. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 99, no. 3, pp. 530–548. DOI: 10.1037/a0019972 (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Гузель Расимовна Баязитова, Евгения Игоревна Лебедева, Анастасия Владимировна Петракова, Олег Дмитриевич Фёдоров
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.