Опыт реализации дистанционной программы ранней помощи детям с нарушениями развития
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-95-105Ключевые слова:
ранняя помощь, раннее вмешательство, социальная реабилитация, дети с нарушениями развития, дистанционное обучениеАннотация
В статье представлены результаты дистанционного формата программы ранней помощи детям с различными нарушениями в развитии, реализованного в условиях продолжительного применения мер самоизоляции в связи с пандемией COVID-19. В исследовании приняли участие 30 детей с различными нарушениями развития в возрасте от 2 до 3 лет и их матери, с которыми в течение пяти месяцев специалистами ранней помощи проводились дистанционные коррекционно-развивающие занятия в рамках социальной реабилитации. Модули программы были направлены на содействие оптимальному развитию у ребенка двигательной, социально-эмоциональной и коммуникативной компетентности, а также развитию навыков самообслуживания и социально-бытовой адаптации с учетом его особенностей в психофизическом развитии. Дистанционная программа включала в себя еженедельные онлайн-занятия по видеосвязи со специалистами, выполнение индивидуальных домашних заданий, просмотр видеороликов педагогов с обучающим материалом в форме игр и самостоятельное их выполнение в паре «мама — ребенок». Результаты данного формата оценивались через анализ динамики в развитии детей по окончании дистанционных занятий и степени удовлетворенности матерей программой ранней помощи. По завершении программы была выявлена выраженная положительная динамика по большинству показателей (тонкая моторика, когнитивная, коммуникативная, социальная и двигательная сферы) у детей вне зависимости от особенностей и тяжести нарушений в психофизическом развитии. Наиболее выраженная положительная динамика была выявлена по показателям развития тонкой моторики и речи. Наименьшая положительная динамика в развитии была достигнута в сфере формирования навыков самообслуживания и социально-бытовой адаптации. Выраженная положительная динамика в социальной сфере развития детей связана с меньшим количеством дней, проведенных семьей в самоизоляции. Наиболее высокая степень удовлетворенности процессом и результатами дистанционных занятий с детьми была выявлена у матерей детей с задержкой психомоторного и речевого развития. В целом 63% матерей хотели бы повторить дистанционный формат программы ранней помощи их детям.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Александрова, О. В., Дерманова, И. Б. (2019) Отношение взрослых родственников к тяжелобольному ребенку и оценка ими трудной жизненной ситуации в связи с характером его заболевания. Психология человека в образовании, т. 1, № 1, с. 82–90. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-1-82-90
Брицкая, Е. О. (2014) Сопровождение профессиональной деятельности педагогов дистанционного обучения детей с особыми потребностями как метод преодоления профессиональных затруднений. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, № 1 (2), с. 110–113.
Коргожа, М. А., Романова, Е. А. (2018) Опыт оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с множественными нарушениями развития. В кн.: О. В. Костейчук, В. Л. Рыскина (ред.). Семья с ребенком раннего возраста в фокусе социальной работы. СПб.: СПб ГБУ «Городской информационно- методический центр «Семья», с. 83–89.
Крежевская, О. В., Михайлова, О. И. (2019) Цифровые технологии в дошкольном образовании: пути к демократизации. Педагогическое образование в России, № 9, с. 60–70. https://doi.org/10.26170/po19-09-08
Литвинова, С. Н. (2020) Феномен игровой детской субкультуры современного дошкольника. Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология, № 56, с. 106–116.
Маликова, Т. В., Новикова, Т. О., Пирогов, Д. Г., Мурза-Дер, Г. А. (2020) Отчет по результатам опроса «Социокультурные представления о коронавирусной инфекции (COVID-19)». Психология человека в образовании, т. 2, № 1, с. 119–122. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-1-119-122
Окунева, Н. С., Завалишина, О. В. (2014) Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Педагогический поиск, № 3, с. 8–10.
Оробинская, А. Н. (2016) Мультимедиа-технологии и их использование в системе дошкольного обучения. Таврический научный обозреватель, № 1 (6), ч. 3, с. 52–56.
Сунагатуллина, И. И., Пушкарева, А. А., Пустовойтова, О. В., Яковлева, Л. А. (2020) Возможности дистанционного обучения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Современное педагогическое образование, № 6, с. 136–141.
Ступикова, Л. Г. (2016) Исследование информационной культуры родителей дошкольников, получающих образование в дошкольной образовательной организации. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 5, № 2 (15), с. 147–150.
Шапиро, Я., Чистович, И. (2000) Руководство по оценке уровня развития детей от 1 года и 2 месяцев до 3 лет и 6 месяцев по русифицированной шкале RCDI-2000. СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 62 с.
Шатуновский, В. Л. (2020) Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения). Вестник науки и образования, № 9-1 (87), с. 53–56.
Crisostomo, A. T., Reinertsen, A. B. (2020) Technology and sustainability for/in early childhood education and care. Policy Futures in Education, vol. 18, no. 4, pp. 545–555. https://doi.org/10.1177/2F1478210320921691
Qaiser, Z. (2020) Early childhood education and care and the use of digital media in informal environments. Berkeley Review of Education, vol. 9, no. 2. [Online]. https://doi.org/10.5070/B89242103
Radesky, J. S., Kistin, C. J., Zuckerman, B. et al. (2014) Patterns of mobile device use by caregivers and children during meals in fast food restaurants. Pediatrics, vol. 133, no. 4, pp. e843–849. PMID: 24616357. https://doi.org/10.1542/peds.2013-3703
REFERENCES
Aleksandrova, O. V., Dermanova, I. B. (2019) Otnoshenie vzroslykh rodstvennikov k tyazhelobol’nomu rebenku i otsenka imi trudnoj zhiznennoj situatsii v svyazi s kharakterom ego zabolevaniya [The attitude of adult relatives towards a severely ill child and their assessment of the difficult life situation with regard to the type of the child’s illness]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 1, no. 1, pp. 82–90. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-1-82-90 (In Russian)
Britskaya, E. O. (2014) Soprovozhdenie professional’noj deyatel’nosti pedagogov distantsionnogo obucheniya detej s osobymi potrebnostyami kak metod preodoleniya professional’nykh zatrudnenij [Supporting professional activity of teachers of distance learning for children with special needs as a method of overcoming professional difficulties]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya — Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, no. 1 (2), pp. 110–113. (In Russian)
Crisostomo, A. T., Reinertsen, A. B. (2020) Technology and sustainability for/in early childhood education and care. Policy Futures in Education, vol. 18, no. 4, pp. 545–555. https://doi.org/10.1177/2F1478210320921691 (In English)
Korgozha, M. A., Romanova, E. A. (2018) Opyt okazaniya psikhologo-pedagogicheskoj pomoshchi detyam rannego vozrasta s mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya [Experience in rendering psychological and pedagogical aid to infants with multiple disabilities]. In: O. V. Kostejchuk, V. L. Ryskina (eds.). Sem’ya s rebenkom rannego vozrasta v fokuse sotsial’noj raboty [Families with early-age children in the focus of social work]. Saint Petersburg: SPb GBU “Gorodskoj informatsionno-metodicheskij tsentr “Sem’ya” Publ., pp. 83–89. (Nauchno-metodicheskij sbornik “Sotsial’noe obsluzhivanie semej i detej” [Scientific and methodological collection: Social services to families and children]. Iss. 14). (In Russian)
Krezhevskaya, O. V., Mihajlova, O. I. (2019) Tsifrovye tekhnologii v doshkol’nom obrazovanii: puti k demokratizatsii [Digital technologies in preschool education: On the way to democratization]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Teacher Education in Russia, vol. 9, pp. 60–70. https://doi.org/10.26170/po19-09-08 (In Russian)
Litvinova, S. N. (2020) Fenomen igrovoj detskoj subkul’tury sovremennogo doshkol’nika [Phenomenon of present-day preschoolers’ game subculture]. Vestnik PSTGU. Seriya: Pedagogika, Psykhologiya — St. Tikhon’s University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology, vol. 56, pp. 106–116. (In Russian)
Malikova, T. V., Novikova, T. O., Pirogov, D. G., Murza-Der, G. A. (2020) Otchet po rezul’tatam oprosa “Sotsiokul’turnye predstavleniya o koronavirusnoj infektsii (COVID-19)” [Report on the results of the survey “Sociocultural preconceptions about the coronavirus infection (COVID-19)”]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 2, no. 1, pp. 119–122. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-1-119-122 (In Russian)
Okuneva, N. S., Zavalishina, O. V. (2014) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej s OVZ v usloviyakh obucheniya s primeneniem distantsionnykh obrazovatel’nykh tekhnologij [Psychological and pedagogical support of children with disabilities in conditions learning using distance learning technologies]. Pedagogicheskij poisk — Pedagogical Search, vol. 3, pp. 8–10. (In Russian)
Orobinskaya, A. N. (2016) Mul’timedia-tekhnologii i ikh ispol’zovanie v sisteme doshkol’nogo obucheniya [Multimedia technologies and their use in preschool education]. Tavricheskij nauchnyj obozrevatel’ — Tavrichesky Scientific Reviewer, vol. 1 (6), pt 3, pp. 52–56. (In Russian)
Qaiser, Z. (2020) Early childhood education and care and the use of digital media in informal environments. Berkeley Review of Education, vol. 9, no. 2. [Online]. https://doi.org/10.5070/B89242103 (In English)
Radesky, J. S., Kistin, C. J., Zuckerman, B. et al. (2014) Patterns of mobile device use by caregivers and children during meals in fast food restaurants. Pediatrics, vol. 133, no. 4, pp. e843–849. PMID: 24616357. https://doi.org/10.1542/peds.2013-3703 (In English)
Shapiro, Ya., Chistovich, I. (2000) Rukovodstvo po otsenke urovnya razvitiya detej ot 1 goda i 2 mesyatsev do 3 let i 6 mesyatsev po rusifitsirovannoj shkale RCDI-2000 [RCDI-2000 guide for assessing the level of development of children from 1 year and 2 months to 3 years and 6 months on a Russian scale]. Saint Petersburg: Saint Petersburg Early Intervention Institute Publ., 62 p. (In Russian)
Shatunovskij, V. L. (2020) Eshche raz o distantsionnom obuchenii (organizatsiya i obespechenie distantsionnogo obucheniya) [Once again about distance learning (organization and provision of services for distance learning)]. Vestnik nauki i obrazovaniya — Bulletin of Science and Education, vol. 9-1, no. 87, pp. 53–56. (In Russian)
Stupikova, L. G. (2016) Issledovanie informatsionnoj kul’tury roditelej doshkol’nikov, poluchayushchikh obrazovanie v doshkol’noj obrazovatel’noj organizatsii [Study of the information culture of parents of preschoolers receiving education in preschool educational organizations]. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 5, no. 2 (15), pp. 147–150. (In Russian)
Sunagatullina, I. I., Pushkareva, A. A., Pustovojtova, O. V., Yakovleva, L. A. (2020) Vozmozhnosti distantsionnogo obucheniya v rabote s det’mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya [Distance learning opportunities for working with children with disabilities]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie — Modern Teacher Education, no. 6, pp. 136–141. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Мария Александровна Коргожа, Ольга Сергеевна Воробьева, Татьяна Сергеевна Кусакина, Вера Ильинична Ковалева, Екатерина Алексеевна Романова, Татьяна Замировна Солонинчик
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.