Евгений Павлович Ильин — наставник и учитель

Авторы

  • Рамиль Фаилович Сулейманов Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП) https://orcid.org/0000-0002-7164-8838

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-213-219

Ключевые слова:

Е. П. Ильин, сила нервной системы, подвижность, баланс нервных процессов, музыкальные предпочтения

Аннотация

В статье рассмотрено, как идеи Е. П. Ильина и разработанные им методики диагностики продуктивно реализовались в научном творчестве. Особое внимание уделено использованию его методик диагностики силы нервной системы («Теппинг-тест»), подвижности нервных процессов, «внешнего» и «внутреннего» баланса нервных процессов для исследования взаимосвязей с музыкальными предпочтениями.

В частности, на материале исследований студенческих выборок показано, что лица с более чувствительной нервной системой (НС) предпочитают слушать более спокойные жанры музыки, лица же с более сильной НС склонны к выбору более энергичной, агрессивной музыки. Первые в большей степени используют музыку для вдохновения, познания себя, поднятия настроения, медитирования, релаксации, в целом для облегчения жизнедеятельности; студенты же с более сильной НС используют музыку для регуляции своего состояния, для настройки себя на деятельность.

Более чувствительные студенты склонны переживать эмоции печали, страха, гнева. Студенты же с более сильной НС — эмоцию радости. Тонко чувствующие студенты острее воспринимают окружающий мир, сильнее переживают и реагируют на жестокость и порой несправедливость окружающего мира, в то время как студенты с более сильной НС менее чувствительны к внешним угрозам, не воспринимают их серьезно. Типологические особенности испытуемых с преобладанием возбуждения по балансу нервной системы определяют склонность к выбору более энергичной, активной музыки.

Показан пример взаимосвязей проявлений «внешнего» и «внутреннего» баланса нервных процессов с музыкальными предпочтениями. В частности, сдвигу «внешнего» баланса в сторону возбуждения соответствует сдвиг «внутреннего» в сторону торможения, и наоборот (закон Е. П. Ильина). Результаты показали, что агрессивная музыка, вызывая внешнюю сдержанность, влияет на проявление внутреннего возбуждения, и наоборот, спокойная музыка вызывает внутреннюю сдержанность и внешнюю возбудимость. Например, человек, слушая агрессивную музыку, стремится закрыться, спрятаться от нее. При восприятии же спокойной музыки можно наблюдать ситуацию, когда он часто подтанцовывает в такт музыке, прихлопывает руками.

Идеи Евгения Павловича актуальны и по сей день, и можно надеяться, что они найдут воплощение в дальнейших исследованиях.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Ильин, Е. П. (2001) Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 464 с.

Ильин, Е. П. (2004) Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 700 с.

Ильин, Е. П. (2009) Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 444 с.

Сулейманов, Р. Ф. (2004) Психология профессионального мастерства музыканта-инструменталиста. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 517 с.

Сулейманов, Р. Ф. (2018) Музыка в нашей жизни. Казань: Познание, 112 с.

Цагарелли, Ю. А. (1989) Психология музыкально-исполнительской деятельности. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. Л., ЛГУ, 426 с.

Цагарелли, Ю. А. (2008) Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб.: Композитор, 367 с.

Цагарелли, Ю. А. (2009) Системная диагностика человека и развитие психических функций. Казань: Познание, 491 с.

REFERENCES

Il’in, E. P. (2001) Differentsial’naya psikhofiziologiya [Differential psychophysiology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 464 p. (In Russian)

Il’in, E. P. (2004) Psikhologiya individual’nykh razlichij [Psychology of individual differences]. Saint Petersburg: Piter Publ., 700 p. (In Russian)

Il’in, E. P. (2009) Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of artistic, creativity, talent]. Saint Petersburg: Piter Publ., 444 p. (In Russian)

Suleymanov, R. F. (2004) Psikhologiya professional’nogo masterstva muzykanta-instrumentalista [Psychology of professional skill of an instrumental musician]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 517 p. (In Russian)

Suleymanov, R. F. (2018) Muzyka v nashej zhizni [Music in our lives]. Kazan: Poznanie Publ., 112 p. (In Russian)

Tsagarelli, Yu. A. (1989) Psikhologiya muzykal’no-ispolnitel’skoj deyatel’nosti [Psychology of performing music]. PhD dissertation (Psychology). Leningrad, Leningrad State University, 426 p. (In Russian)

Tsagarelli, Yu. A. (2008) Psikhologiya muzykal’no-ispolnitel’skoj deyatel’nosti [Psychology of performing music]. Saint Petersburg: Kompozitor Publ., 367 p. (In Russian)

Tsagarelli, Yu. A. (2009) Sistemnaya diagnostika cheloveka i razvitie psikhicheskikh funktsij [Systemic diagnosis of a person and the development of mental functions]. Kazan: Poznanie Publ., 491 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2020-11-17

Выпуск

Раздел

Статьи