Соотношение учебной и личностной познавательной активности студентов-дефектологов

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-2-127-133

Ключевые слова:

учебная познавательная активность, личностная познавательная активность, волевые усилия, интерес к учебной деятельности, самостоятельность учебы, учебная организация, надситуативная активность, удовлетворенность учебной деятельностью

Аннотация

В статье показаны результаты исследования выраженности, вариативности и взаимосвязей компонентов познавательной активности как характеристик учебной деятельности студентов — будущих дефектологов и как компонентов познавательной активности их личности. Кроме того, определялся характер взаимосвязей показателей учебно-познавательной активности и познавательной активности, проявляемой широко, в жизни в целом.

Оценка учебно-познавательной активности студенток данной выборки осуществлялась с помощью комплексного метода, включающего в себя экспертный опрос и стандартизированное наблюдение (по карте наблюдения за проявлениями признаков познавательной активности на учебных занятиях). Исследование познавательной активности как свойства личности учащихся производилось с применением методики «Нерешаемая задача».

Результаты эмпирического исследования показывают, что для студенток, обучающихся по профилю «дефектологическое образование», характерны интерес к учебе и высокая исполнительность. Это сочетается с низкими показателями надситуативной активности: выполнения учебных заданий; посещения мероприятий, находящихся за пределами организованных учебных занятий. Высокий интерес к учебе и высокая исполнительность сочетаются с низким показателем интегрирования учебного материала: с малой возможностью применения полученных знаний как в учебе, так и в жизни. Студентки данной специализации обладают навыками самоорганизации учебной деятельности, высоким уровнем самостоятельности и возможностями для актуализации потенциала волевой регуляции учебной активности. Показатели надситуативной активности и интегрирования учебного материала отличаются высокой вариативностью. На основе результатов корреляционного анализа выделено два симптомокомплекса компонентов учебно-познавательной активности студенток. Симптомокомплекс 1 объединяет такие показатели, как «интерес к учебе», «комфортность учебы», «надситуативная активность» и «интегрирование учебного материала» и назван симптомокомплексом проявления учебно-познавательной активности «по интересу». Симптомокомплекс 2 включает в себя: «проявление волевых усилий», «организация учебы» и «самостоятельность учебы», иллюстрирует проявления в учебной деятельности принципа «так надо». Оба симптомокомплекса положительно взаимосвязаны с показателем личностной познавательной активности как свойством личности студенток: симптомокомплекс 1 — через показатели «интерес к учебе» и «интегрирование материала», а симптомокомплекс 2 — через показатели «волевые усилия» и «организация учебы». Полученные результаты дают основание для разработки технологии развития познавательной активности студентов профиля «дефектологическое образование».

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Александрова, Н. И., Шульга, Т. И. (1987) Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача». Вопросы психологии, № 6, с. 130–132.

Жуков, Ю. Ю. (2013a) Методика исследования признаков познавательной активности студентов вузов физической культуры. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, № 5 (99), с. 51–58.

Жуков, Ю. Ю. (2013b) Особенности взаимосвязей показателей личностной и учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, № 2 (96), с. 61–66.

Жуков, Ю. Ю. (2013c) Признаки и факторы познавательной активности студентов вузов физической культуры в учебной деятельности. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, № 1 (95), с. 30–35.

Матюшкин, А. М. (1982) Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. Вопросы психологии, № 4, с. 5–17.

Русалов, В. М. (1990) Опросник структуры темперамента. М.: Институт психологии АН СССР, 50 с.

Самойлова, Г. В. (2015) Признаки познавательной активности студентов физкультурного вуза. Научные труды Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, № 1, с. 66–70.

Сергеева, Б. В. (2003) Психолого-дидактические основы формирования познавательной активности младших школьников. М.: Каро-Пресс, 230 с.

Сухова, Л. В. (2000) Развитие познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов (на примере негосударственного высшего образовательного учреждения). Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. Тольятти, Тольяттинский филиал Самарского государственного педагогического университета, 211 с.

REFERENCES

Aleksandrova, N. I., Shul’ga, T. I. (1987) Izuchenie volevykh kachestv shkol’nikov s pomoshch’yu metodiki “Nereshaemaya zadacha” [The study of the volitional qualities of students using the method “Unsolvable problem”]. Voprosy psikhologii, no. 6, pp. 130–132. (In Russian)

Matyushkin, A. M. (1982) Psikhologicheskaya struktura, dinamika i razvitie poznavatel’noj aktivnosti [The psychological structure, dynamics and development of cognitive activity]. Voprosy psikhologii, no. 4, pp. 5–17. (In Russian)

Rusalov, V. M. (1990) Oprosnik struktury temperamenta [Questionnaire of temperament structure]. Moscow: Institute of Psychology of Academy of Sciences of the Soviet Union Publ., 50 p. (In Russian)

Samojlova, G. V. (2015) Priznaki poznavatel’noj aktivnosti studentov fizkul’turnogo vuza [Signs of cognitive activity of students of a gymnasium]. Nauchnye trudy Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul’tury i sporta, no. 1, pp. 66–70. (In Russian)

Sergeeva, B. V. (2003) Psikhologo-didakticheskie osnovy formirovaniya poznavatel’noj aktivnosti mladshikh shkol’nikov [Psychological and didactic foundations of the formation of cognitive activity of younger students]. Moscow: Karo-Press Publ., 230 p. (In Russian)

Sukhova, L. V. (2000) Razvitie poznavatel’noj aktivnosti v professional’noj podgotovke budushchikh spetsialistov (na primere negosudarstvennogo vysshego obrazovatel’nogo uchrezhdeniya) [The development of cognitive activity in the professional training of future specialists (on the example of a non-state higher educational institution]. PhD dissertation (Pedagogy). Tolyatti, Togliatti branch of Samara State Pedagogical University, 211 p. (In Russian)

Zhukov, Yu. Yu. (2013a) Metodika issledovaniya priznakov poznavatel’noj aktivnosti studentov vuzov fizicheskoj kul’tury [Methods of researching the signs of cognitive activity of students of physical education universities]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, vol. 5, no. 99, pp. 51–58. (In Russian)

Zhukov, Yu. Yu. (2013b) Osobennosti vzaimosvyazej pokazatelej lichnostnoj i uchebnoj poznavatel’noj aktivnosti studentov vuzov fizicheskoj kul’tury [Features of the relationship of indicators of personal and educational cognitive activity of students of physical education universities]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, vol. 2, no. 96, pp. 61–66. (In Russian)

Zhukov, Yu. Yu. (2013c) Priznaki i faktory poznavatel’noj aktivnosti studentov vuzov fizicheskoj kul’tury v uchebnoj deyatel’nosti [Signs and factors of cognitive activity of students of physical education universities in educational activities]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, vol. 1, no. 95, pp. 30–35. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2020-10-06

Выпуск

Раздел

Статьи