Характеристики нравственной сферы личности студентов-психологов в ситуации морального выбора

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-220-229

Ключевые слова:

нравственная сфера, моральный выбор, принятие решения, студенты-психологи, деонтология

Аннотация

Статья посвящена изучению характеристик нравственной сферы личности студентов-психологов в ситуации морального выбора. Рассматриваются деонтологические основы профессиональной подготовки психологов. Обосновывается положение о том, что фундаментом подготовки будущих психологов должно стать формирование профессионально-этических качеств и нравственной сферы. В практической деятельности психолога конкретные моральные решения всегда предоставлены личному выбору профессионала, и нравственный смысл этого решения зависит от особенностей и уровня развития нравственной сферы личности.

В статье представлены результаты эмпирического исследования нравственной сферы студентов-психологов. Проведен количественный и качественный анализ эмпирических данных по методике Е. К. Веселовой, С. А. Черняевой «Друг-советчик-1».

Выявлены статистически значимые различия по общим показателям нравственной сферы у студентов очной и заочной форм обучения: студенты-психологи заочной формы обучения морально более устойчивы, делают больше положительных выборов, чем студенты очной формы обучения, и меньше негативных выборов. Качественный анализ показал, что студенты заочной формы обучения придерживаются более традиционных моральных принципов и взглядов, предлагают четкие волевые решения на основе чувства долга, закона, социальных норм, оценки последствий. У студентов-психологов заочной формы обучения показатели моральной направленности выше, чем у студентов-психологов очной формы обучения. Это говорит о том, что у взрослых людей моральные ценности более сформированы и устойчивы, чем у молодых людей.

Выявлены статистически значимые различия между студентами-психологами мужского и женского пола по переменным: F — общие советы, RAC — рационализация и T — отчужденность. Студенты мужского пола склонны к общим формальным советам, эмоциональной отстраненности, нежеланию влиять на поступки; по их мнению, каждый должен сам решать, как поступать в ситуациях морального выбора. Они готовы предоставлять свободу в принятии решений, признавая субъектность человека и учитывая уровень его личностного развития. Студентки склонны к тому, чтобы рационально объяснять причины предложенного совета, к проявлению заботы о близких, щедрости, благотворительным поступкам. Это свидетельствует о наличии таких профессионально важных качеств психолога, как эмпатия, желание помочь, альтруистичность, человеколюбие, отзывчивость.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Аминева, Н. А., Левкова, Т. В. (2018) Характеристики нравственной сферы личности как детерминанты принятия решения в ситуации морального выбора. Постулат, № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://e-postulat.ru/index.php/Postulat/article/view/1130/1157 (дата обращения 15.05.2020).

Братусь, Б. С. (1994) Психология. Нравственность. Культура. М.: Роспедагенство, 60 с.

Веселова, Е. К. (2012) О перспективах развития психологической деонтологии. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, т. 5, № 1, с. 27–35.

Веселова, Е. К. (2015) Практические занятия в рамках программ духовно-нравственного воспитания в вузе. Методические материалы. Образовательные технологии, № 1, с. 89–117.

Ворончихина, Т. В. (2006) Формирование профессионально-этических качеств будущих психологов в системе профессиональной подготовки. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. Киров, Вятский государственный гуманитарный университет, 18 с.

Журавлев, А. Л., Юревич, А. В. (2010) Нравственная элита в современном российском обществе: социально- психологический аспект. В кн.: А. Л. Журавлев (ред.). Психология нравственности. М.: Институт психологии РАН, с. 209–236.

Кочюнас, Р. (1999) Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 239 с.

Романова, Е. С. (2005) Психодиагностика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. СПб.: Питер, 400 с.

Тимощук, И. Г. (2016) Ответственность практического психолога: исследование семантики понятия. В кн.: Е. Ю. Пономарёва (ред.). Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Вып. 50. Ч. 2. Ялта: РИО ГПА, с. 219–225.

Чупров, Л. Ф. (2014) Деонтология в психологической практике. Наука. Мысль: электронный периодический журнал, № 12, с. 38–42.

REFERENCES

Amineva, N. A., Levkova, T. V. (2018) Kharakteristiki nravstvennoj sfery lichnosti kak determinanty prinyatiya resheniya v situatsii moral’nogo vybora [Characteristics of the moral sphere of the personality as determinants of decision making in a situation of moral choice]. Postulat, no. 1. [Online]. Available at: http://e-postulat.ru/ index.php/Postulat/article/view/1130/1157 (accessed 15.05.2020). (In Russian)

Bratus, B. S. (1994) Psikhologiya. Nravstvennost’. Kul’tura. [Psychology. Moral. Culture]. Moscow: “Rospedagenstvo” Publ., 60 p. (In Russian)

Chuprov, L. F. (2014) Deontologiya v psikhologicheskoj praktike [Deontology in psychological practice]. Nauka. Mysl’: elektronnyj periodicheskij zhurnal — A Science. Thought: Electronic Periodic Journal, no. 12, pp. 38–42. (In Russian)

Kočiūnas, R. (1999) Osnovy psikhologicheskogo konsul’tirovaniya [The basics of psychological counseling]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ., 239 p. (In Russian)

Romanova, E. S. (2005) Psikhodiagnostika: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po napravleniyu i spetsial’nostyam psikhologii [Psychodiagnostics: Textbook for University students in the field and specialties of psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 400 p. (In Russian)

Timoshchuk, I. G. (2016) Otvetstvennost’ prakticheskogo psikhologa: issledovanie semantiki ponyatiya [Responsibility of a practical psychologist: A study of the semantics of a concept]. In: E. Yu. Ponomareva (ed.). Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Problems of modern pedagogical education. Series: Pedagogy and psychology]. Vol. 50. Iss. 2. Yalta: RIO GPA Publ., pp. 219–225. (In Russian)

Veselova, E. K. (2012) O perspektivakh razvitiya psikhologicheskoj deontologii [On the prospects for the development of psychological deontology]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina — Pushkin Leningrad State University Journal, vol. 5, no. 1, pp. 27–35. (In Russian)

Veselova, E. K. (2015) Prakticheskie zanyatiya v ramkakh programm dukhovno-nravstvennogo vospitaniya v vuze. Metodicheskie materialy [Practical classes in the framework of programs of spiritual and moral education at the university. Teaching materials]. Obrazovatel’nye tekhnologii — Educational Technologies, no. 1, pp. 89–117. (In Russian)

Voronchikhina, T. V. (2006) Formirovanie professional’no-eticheskikh kachestv budushchikh psikhologov v sisteme professional’noj podgotovki [Formation of professional and ethical qualities of future psychologists in the professional training system]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Kirov, Vyatka State Humanitarian University, 18 p. (In Russian)

Zhuravlev, A. L., Yurevich, A. V. (2010) Nravstvennaya elita v sovremennom rossijskom obshchestve: sotsial’no-psikhologicheskij aspect [Moral elite in modern Russian society: Socio-psychological aspect]. In: A. L. Zhuravlev (ed.). Psikhologiya nravstvennosti [The psychology of morality]. Moscow: Institute of Psychology RAS Publ., pp. 209–236. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2020-11-17

Выпуск

Раздел

Статьи