Коммуникативное поведение студентов в виртуальном классе

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-247-256

Ключевые слова:

коммуникативное поведение, виртуальный класс, цифровая грамотность, онлайн-тренинги, кризисная ситуация

Аннотация

В статье с помощью метода киберэтнографического наблюдения проанализирован авторский опыт общения со студентами в ситуации кризиса, связанного с пандемией коронавируса, и установлены изменения в процессе их обучения в университете в целом и дистанционного обучения в частности. Данные изменения требуют быстрой трансформации методов обучения, учебных материалов и условий выполнения заданий. Первая гипотеза состоит в том, что студенты предпочитают получать информацию и инструкции шаг за шагом через короткие описания, они избегают чтения теоретических текстов и сосредоточены на выполнении заданий. Вторая гипотеза заключается в том, что учащиеся используют чат в Moodle, чтобы задавать вопросы в основном по заданиям, которые они выполняют, и постепенно начинают задавать вопросы по темам, связанным с учебным материалом; диалог фрагментирован и многослоен. Объектом наблюдений явились 120 студентов дневного отделения, изучающие учебные дисциплины в области публичных выступлений, связей с общественностью, делового общения, техники общения. По результатам исследования было установлено, что в условиях виртуального класса студенты предпочитают пошаговое изложение задач, краткие описания и инструкции, следуя коммуникативной модели, включающей прагматизм в организации и подготовке. Наиболее высокие результаты выполнения заданий наблюдаются в условиях использования возможностей средств массовой информации. В ситуации публичного онлайн-общения возникают трудности в руководстве диалогом и предоставлении ответов; использование мозгового штурма и приемов ассоциативного мышления также затруднено. Учащиеся используют публичный чат BigBlueButtonBN преимущественно для того, чтобы задавать вопросы, связанные с организацией учебного процесса, при формулировке содержательных суждений в чате они склонны к проявлениям социальной желательности и снижению критичности. Делается вывод о том, что студенты быстро адаптируются к условиям виртуального класса, однако сам по себе он не может быть основным каналом онлайн-обучения.

Библиографические ссылки

Al-Hamad, N. Q., Al-Hamad, A. Q., Al-Omari, F. A. (2020) Smart devices employment in teaching and learning: reality and challenges in Jordan universities. Smart Learning Environments, vol. 7, article 5. DOI: 10.1186/s40561-020-0115-0 (In English)

Al-Mashhadani, M. A., Al-Rawe, M. F. (2018) The future role of mobile learning and smartphones applications in the Iraq private universities. Smart Learning Environments, vol. 5, article 28. DOI: 10.1186/s40561-018-0077-7 (In English)

Bower, M. (2006) Virtual classroom pedagogy. ACM SIGCSE Bulletin, vol. 38, no. 1, pp. 148–152. DOI: 10.1145/1124706.1121390 (In English)

Dacheva, G., Dzhonova, M. (2017) Ezikovata kultura i elektronnoto obuchenie [Language culture and e-learning]. In: Chuzhdiyat ezik i săvremennoto visshe obrazovanie: materialy ot VIII mezhdunarodnata nauchna konferentsiya, 23–25 juni 2017 goda, Varna [Foreign language and modern higher education: Proceedings of the VIII International Scientific Conference, June 23–25, Varna]. Varna: MU-Varna Publ., pp. 66–72. (In Bulgarian)

Dacheva, G., Tisheva, J., Dzhonova, M. (2016) Elektronnite kursove v obuchenieto na studenti filolozi [Electronic courses in the training of philology students]. In: I. Merdzhanova (ed.). Părva varnеnska konfеrеntsiya za еlеktronno obuchеniе i upravlеniе na znaniеto: Most mеzhdu srеdnoto i visshеto obrazovaniе [First Varna Conference on e-Learning and Knowledge Management: A bridge between secondary and higher education]. Varna: MU–Varna Publ., pp. 53–60. (In Bulgarian)

Dron, J. (2018) Smart learning environments, and not so smart learning environments: A systems views. Smart Learning Environments, vol. 5, article 25. DOI: 10.1186/s40561-018-0075-9 (In English)

Fashade, O. O., Salu, B. O., Salau, A. O. et al. (2017) Development of a VSAT based virtual e-learning system: (ARCSSTE-E as a Casestudy). International Journal of Engineering Trends and Technology (IJETT), vol. 48, no. 7, pp. 398–403. DOI: 10.14445/22315381/IJETT-V48P269 (In English)

Friedrich, D. (2019) Effectiveness of peer review as cooperative web-based learning method applied out-of-class in a role playing game: A case study by quasi-experimental approach. Smart Learning Environments, vol. 6, article 19. DOI: 10.1186/s40561-019-0102-5 (In English)

Halse, M., Mallinson, R., Foster, G. (2007) A Prototype live virtual classroom for shared tertiary instruction. In: Seventh IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies (ICALT 2007). S. p.: s. n., pp. 117–119. DOI: 10.1109/ICALT.2007.33 (In English)

Kaware, S. S. (2015) Use of virtual classroom software for teaching. Scholarly Research Journal of Interdisciplinary Studies, vol. 3, no. 17, pp. 3040–3047. (In English)

Murthy, D. (2008) Digital ethnography: An examination of the use of new technologies for social research. Sociology, vol. 42, no. 5, pp. 837–855. DOI: 10.1177/0038038508094565 (In English)

Murthy, D. (2011) Emergent digital ethnographic methods for social research. In: Sh. N. Hesse-Biber (ed.). Handbook of emergent technologies in social research. New York: Oxford University Press, pp. 158–179. (In English)

Paskevicius, M., Irvine, V. (2019) Practicalities of implementing open pedagogy in higher education. Smart Learning Environments, vol. 6, article 23. DOI: 10.1186/s40561-019-0110-5 (In English)

Peng, H., Ma, S., Spector, J. M. (2019) Personalized adaptive learning: An emerging pedagogical approach enabled by a smart learning environment. Smart Learning Environments, vol. 6, article 9. DOI: 10.1186/s40561-019-0089-y (In English)

Rybas, N., Gajjala, R. (2007) Developing cyberethnographic research methods for understanding digitally mediated identities. Forum Qualitative Social Research Sozialforschung, vol. 8, no. 3, article 35. DOI: 10.17169/fqs-8.3.282 (In English)

Sharma, K., Giannakos, M., Dillenbourg, P. (2019) Eye-tracking and artificial intelligence to enhance motivation and learning. Smart Learning Environments, vol. 7, article 13. DOI: 10.1186/s40561-020-00122-x (In English)

Simeonov, T. (2018) Kiberetnografiyata kato metod za izsledvane na virtualnoto prostranstvo [Cybertography as a method for studying virtual space]. Retorika i komunikatsii — Rhetoric and Communications, no. 36. [Online]. Available at: https://rhetoric.bg/wp-content/uploads/2018/09/simeonov-t-issue-36-September-project- FNI-2018.pdf (accessed 25.04.2020). (In Bulgarian)

Subramaniam, N. K., Kandasamy, M. (2011) The virtual classroom: A catalyst for institutional transformation. Australasian Journal of Educational Technology, vol. 27, no. 8, pp. 1388–1412. DOI: 10.14742/ajet.900 (In English)

Tsvetkova, N. (2018) Anglijski ezik za komunikatsiya v institutsiite na Evropejskiya săuz. Teoretiko-prilozhni aspekti [English language for communication in the institutions of the European Union. Theoretical and applied aspects]. Sofia: Sofia University St. Kliment Ohridski Publ., 296 p. (In Bulgarian)

Загрузки

Опубликован

2020-11-17

Выпуск

Раздел

Статьи