Практические аспекты работы с родителями в профилактике психологического насилия над детьми в семье
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-1-101-112Ключевые слова:
психологическое насилие, профилактика, работа с родителями, родительская компетентность, программа профилактикиАннотация
О жестоком обращении с детьми говорят на разных уровнях и в разных ведомствах. Насилие в семье часто скрывается; некоторые родители убеждены, что насилие над детьми помогает в их воспитании. Психологическое насилие часто используется именно как воспитательная мера воздействия на ребенка. При этом родителей не обучают быть родителями, но требуют положительных результатов, а в случае неудачи порицают.
Сегодня наблюдается ориентация на помощь родителям через организацию различных форм группового взаимодействия, в том числе через реализацию специализированных программ, направленных на повышение родительской компетентности. При этом такие программы чаще затрагивают профилактику видов насилия, имеющих физические проявления, а психологическое насилие рассматривается мало. Это определяет потребность в создании программы профилактики именно психологического насилия.
В статье приводятся результаты пилотажного исследования по реализации профилактической программы психологического семинара-тренинга, направленной на формирование родительских компетентностей. Выдвинуто предположение, что такая форма взаимодействия с родителями может способствовать снижению психологического насилия над детьми в семье.
Респондентами выступили 9 родителей подростков Санкт-Петербурга, получающих социальную помощь в учреждениях города.
В ценностных ориентациях родителей отмечены положительные изменения в учете реальных возможностей детей, готовности родителей проводить время со своими детьми.
Уровень родительских компетентностей к завершению работы по программе у всех респондентов повысился, в затрудненных ситуациях общения с подростком зафиксировано уменьшение числа неконструктивных вариантов взаимодействия и повышение числа конструктивных.
Самым важным достижением реализации программы с родителями является то, что дети респондентов отметили положительные изменения во взаимодействии со своими родителями и в поведении родителей: повышение легкости общения, большее время общения, снижение числа конфликтов, стремление общаться, лучшее понимание родителем ребенка, более понятное выражение родителями мыслей и требований.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева, И. А., Новосельский, И. Г. (2006) Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М.: Генезис, 256 c.
Волкова, Е. Н. (ред.). (2007) Защита детей от жестокого обращения. СПб.: Питер, 256 с.
Волкова, Е. Н. (ред.). (2008) Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. СПб.: Питер, 240 с.
Волкова, Е. Н., Волкова, И. В., Исаева, О. М. (2016) Оценка распространенности насилия над детьми. Социальная психология и общество, т. 7, № 2, с. 19–34.
Журавлева, Т. М., Сафонова, Т. Я., Цымбал, Е. И. (2006) Помощь детям — жертвам насилия. М.: Генезис, 112 с.
Кареглазова, А. А., Орлова, А. В. (2018) Психологический компонент обучающих программ для родителей в сфере профилактики насилия над детьми в семье. В кн.: Н. А. Антонова, А. В. Микляева (ред.). Актуальные вопросы психологии в исследованиях студентов и аспирантов. М.: СВИВТ, с. 53–61.
Коваль, Н. В. (2013) Жестокое обращение с детьми (криминологические и уголовно-правовые проблемы). Диссертация на соискание степени кандидата юридических наук. М., Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 224 с.
Михеева, Н. Д. (2009) Методика незаконченных ситуаций (МНС) для диагностики родительской компетентности В кн.: Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков (ред.). Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям. М.: ИП, с. 279–296.
Очирова, А. В. (2005) Проблема жестокого обращения с детьми в современной семье (социологический анализ). Диссертация на соискание степени кандидата социологических наук. СПб., СПбГУ, 161 с.
Русакова, М. М. (2019) Насилие над детьми: взгляды детей, родителей и специалистов (презентация). VII Межрегион. конф. «Семья, ребенок, общество: Проблемы и пути решения». [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/332728775_Rusakova_M_M_Nasilie_nad_detmi_vzglady_detej_ roditelej_i_specialistov (дата обращения 14.04.2020).
Цымбал, Е. И. (2010) Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. М.: РБФ НАН, 286 с.
REFERENCES
Alekseeva, I. A., Novosel’skij, I. G. (2006) Zhestokoe obrashchenie s rebenkom. Prichiny. Posledstviya. Pomoshch’ [Child abuse. Reasons. Consequences. Support]. Moscow: Genezis Publ., 256 p. (In Russian)
Kareglazova, A. A., Orlova, A. V. (2018) Psikhologicheskij komponent obuchayushchikh programm dlya roditelej v sfere profilaktiki nasiliya nad det’mi v sem’e [A psychological component of training programs for parents in the field of family child abuse prevention]. In: N. A. Antonova, A. V. Miklyaeva (eds.). Aktual’nye voprosy psikhologii v issledovaniyakh studentov i aspirantov [Relevant issues of psychology in research studies of bachelor and graduate students]. Moscow: SVIVT Publ., pp. 53–61. (In Russian)
Koval’, N. V. (2013) Zhestokoe obrashchenie s det’mi (kriminologicheskie i ugolovno-pravovye problemy) [Child abuse (criminal and legal problems)]. PhD dissertation (Law). Moscow, Academy of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation, 224 p. (In Russian)
Miheeva, N. D. (2009) Metodika nezakonchennykh situatsij (MNS) dlya diagnostiki roditel’skoj kompetentnosti [Method of incomplete situations (MNS) for the diagnosis of parental skills]. In: D. V. Lyusin, D. V. Ushakov (eds.). Sotsial’nyj i emotsional’nyj intellekt. Ot protsessov k izmereniyam [Social and emotional intelligence. From processes to measurements]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., pp. 279–296. (In Russian)
Ochirova, A. V. (2005) Problema zhestokogo obrashcheniya s det’mi v sovremennoj sem’e (sotsiologicheskij analiz) [The problem of child abuse in a contemporary family (sociological analysis)]. PhD dissertation (Sociology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 161 p. (In Russian)
Rusakova, M. M. (2019) Nasilie nad det’mi: vzglyady detej, roditelej i spetsialistov (prezentatsiya) [Child abuse: Views of children, parents, and social workers (presentation)]. VII Mezhregion. konf. “Sem’ya, rebenok, obshchestvo: Problemy i puti resheniya” [VII International conference “Family, child, society: Problems and their solutions”]. Saint Petersburg. [Online]. Available at: https://www.researchgate.net/publication/332728775_ Rusakova_M_M_
Nasilie_nad_detmi_vzglady_detej_roditelej_i_specialistov (accessed 14.04.2020). (In Russian)
Tsymbal, E. I. (2010) Zhestokoe obrashchenie s det’mi: prichiny, proyavleniya, posledstviya [Child abuse: Causes, manifestations, impact]. Moscow: RBF NAN Publ., 286 p. (In Russian)
Volkova, E. N. (ed.). (2007) Zashchita detej ot zhestokogo obrashcheniya [Protection of children from child abuse]. Saint Petersburg: Piter Publ., 256 p. (In Russian)
Volkova, E. N. (ed.). (2008) Problemy nasiliya nad det’mi i puti ikh preodoleniya [Problems of child abuse and their solutions]. Saint Petersburg: Piter Publ., 240 p. (In Russian)
Volkova, E. N., Volkova, I. V., Isaeva, O. M. (2016) Otsenka rasprostranennosti nasiliya nad det’mi [An estimate of the prevalence of child abuse]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 7, no. 2, pp. 19–34. (In Russian)
Zhuravleva, T. M., Safonova, T. Ya., Tsymbal, E. I. (2006) Pomoshch’ detyam — zhertvam nasiliya [Helping children who became victims of child abuse]. Moscow: Genezis Publ., 112 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Анна Алексеевна Кареглазова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.