Evgeny P. Ilyin’s views on communication and their importance for the educational process [Взгляды Е. П. Ильина на общение и его роль в образовательном процессе]
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-4-364-367Ключевые слова:
общение, профессиональное педагогическое общение, модификации, студенты, преподавателиАннотация
Общение представляет собой сложное, комплексное и многоаспектное явление, которое отличает человека от других живых существ. В основе общения лежит установление осознанного контакта между реальными и непосредственно взаимодействующими участниками коммуникации с целью выражения их внутреннего мира (идей, чувств, мыслей, потребностей, намерений, ценностей и т.п.), а также координации их действий, выражения взаимоотношений, демонстрации личной уникальности и постоянного самосовершенствования.
Анализ специализированной литературы по вопросам общения показал, что общение играет крайне важную роль в совместной деятельности людей и установлении между ними определенного типа взаимоотношений. Общение определяет саму возможность существования больших человеческих сообществ. Оно представляет собой базовое условие нормального развития любого человека в условиях социума. Посредством общения люди взаимодействуют с социальной средой, перенимают социальный опыт и становятся частью общества. В отсутствии общения передача этического, когнитивного, практического и эстетического опыта прошлых поколений была бы невозможна. В процессе коммуникации формируются и развиваются человеческие ценности, раскрывается их сущность.
В статье рассматриваются взгляды Е. П. Ильина на психологические компоненты общения, представленные в его фундаментальных трудах «Психология общения и межличностных отношений» (2014) и «Психология неформального общения» (2015). Согласно определению Е. П. Ильина, общение представляет собой способ взаимодействия на основе психических контактов между реальными субъектами. В результате этого взаимодействия создаются условия для оказания взаимного влияния, обмена опытом и взаимопонимания. Цель статьи – выявить психологические аспекты профессионального педагогического общения. В статье дается определение понятия профессионального педагогического общения и объясняется его важность для педагогического и образовательного процесса. Обсуждаются модификации и показатели, определяющие течение этих двух процессов. Рассматриваются характеристики эффективного профессионального педагогического общения, механизмы и цели его ее воздействия.
Библиографические ссылки
Ilyin, E. P. (2014) Psikhologiya obshcheniya i mezhlichnostnykh otnoshenij [Psychology of communication and interpersonal relationships]. Saint Petersburg: Piter Publ., 573 p. (In Russian)
Ilyin, E. P. (2015) Psikhologiya neformal’nogo obshcheniya [Psychology of informal communication]. Saint Petersburg: Piter Publ., 384 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2019 Стойко Иванов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.