Идеи Е. П. Ильина и их реализация в наших исследованиях

Авторы

  • Анатолий Иванович Фукин Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-4-323-329

Ключевые слова:

Евгений Павлович Ильин, идеи, реализация, научные исследования, результаты, корреляционные связи

Аннотация

Автор статьи рассказывает о знакомстве с Е. П. Ильиным в 1974 году на Всесоюзной научно-практической конференции по актуальным вопросам физической культуры и спорта, которая проходила на факультете физического воспитания Казанского государственного педагогического института (где автор работал ассистентом кафедры гимнастики) – там у них сложились добрые взаимоотношения. Судьба распорядилась так, что в 1978 году автор был зачислен соискателем кандидатской диссертации на кафедру эргономики и инженерной психологии. Научным руководителем был назначен доктор психологических наук, профессор Е. П. Ильин. В своих дальнейших исследованиях автор реализовывал идеи Е. П. Ильина: «о неправомерности оценочного подхода И. П. Павлова к свойствам нервной системы, деления их на “хорошие” и “плохие”»; «о неоспоримых преимуществах в определенных видах деятельности некоторых работников, имеющих “слабую” нервную систему»; «о модели профессионального мастерства в виде четырехгранной пирамиды». Для определения силы нервной системы Ильин предложил двигательную методику «Теппинг-тест», которую автор проверил на валидность. Проведенное им (совместно с коллегами) обследование дало основание подтвердить произвольную двигательную методику «Теппинг- тест» валидной методикой определения «силы — слабости» нервной системы. Эти результаты были опубликованы в 1981 году (Толстов, Цагарелли, Фукин 1981). Многолетнее исследование автора выявило, что неоспоримое преимущество в выполнении монотонной деятельности имеют работники с монотонофильным (монотоноустойчивым) типологическим комплексом, где системообразующим фактором является «слабая» нервная система (Фукин 2003). В соответствии с моделью Е. П. Ильина автор выделил в качестве слагаемых успеха профессиональной деятельности слесарей-сборщиков конвейерного производства профессиональную направленность, умения (навыки), знания и профессионально-важные качества. Исследования автора показали, что, имея все перечисленные слагаемые профессиональной деятельности, работник становится авторитетным мастером в своей профессии, признанным профессионалом (Фукин 2003).

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Ильин, Е. П. (2000) Психология физического воспитания. 2-е изд. СПб.: Изд-во РГПУ, 486 с.

Ильин, Е. П., Фукин, А. И. (1997) Дифференциальная психофизиология профессиональной и учебной деятельности. Казань: Казан. ун-т экономики, упр. и права, 103 с.

Стрелков, Ю. К. (1999) Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 196 с.

Толстов, В. М., Цагарелли, Ю. А., Фукин, А. И. (1981) Сопоставление произвольных двигательных методик определения типологических особенностей нервной системы с нейро-хронометрическими методиками. В кн.: Е. П. Ильин (ред.). Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности. Л.: ЛГПИ, с. 159–161.

Фукин, А. И. (2003) Психология конвейерного труда. М.: Per Se, 240 с.

REFERENCES

Fukin, A. I. (2003) Psikhologiya konvejernogo truda [Psychology of conveyor labor]. Moscow: Per Se Publ., 240 p. (In Russian)

Ilyin, E. P. (2000) Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya [Psychology of physical education]. 2nd ed. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 486 p. (In Russian)

Ilyin, E. P., Fukin, A. I. (1997) Differentsial’naya psikhofiziologiya professional’noj i uchebnoj deyatel’nosti [Differential psychophysiology of professional and educational activities]. Kazan: Kazan University of Economics, Management and Law Publ., 103 p. (In Russian)

Strelkov, Yu. K. (1999) Psikhologicheskoe soderzhanie operatorskogo truda [The psychological content of operator work]. Moscow: The Russian Psychological Society Publ., 196 p. (In Russian)

Tolstov, V. M., Tsagarelli, Yu. A., Fukin, A. I. (1981) Sopostavlenie proizvol’nykh dvigatel’nykh metodik opredeleniya tipologicheskikh osobennostej nervnoj sistemy s nejro-khronometricheskimi metodikami [Comparison of spontaneous motor methods for determining the typological features of the nervous system with neuro-chronometric methods]. In: E. P. Ilyin (ed.). Psikhofiziologicheskoe izuchenie uchebnoj i sportivnoj deyatel’nosti [Psychophysiological study of educational and sports activities]. Leningrad: Leningrad State Pedagogical Institute Publ., pp. 159–161. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.12.2019

Выпуск

Раздел

Статьи