Сплоченность семьи, мысли детей и их когнитивная оценка: опосредующая роль спортивной тревожности
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-4-462-471Ключевые слова:
сплоченность семьи, мышление детей, когнитивная оценка детей, спортивная тревожность, ПакистанАннотация
Введение. Целью этого количественного поперечного корреляционного исследования является изучение взаимосвязи между сплоченностью семьи и когнитивными оценками детей. Сегодня, на фоне цифровизации, крайне важно подчеркнуть важность спорта для обеспечения большей физической активности людей. С точки зрения спортивной психологии и образования, понимание роли родительского участия, семейных связей и границ необходимо для изучения их влияния на спортивные результаты детей.
Материалы и методы. Использовалась целенаправленная выборка. Было отобрано в общей сложности 200 студентов и стажеров спортивных учебных заведений. От участников было получено письменное информированное согласие на участие в исследовании. Для интерпретации описательной и логической статистики использовался IBM SPSS версии 25. Применялись корреляционный анализ, логистическая регрессия, макро-анализ процесса Хейса и дисперсионный анализ, Шкала сплоченности семьи FACES II (Olson et al. 1983), опросник «Мысли детей» (Marien et al. 2007), опросник когнитивной оценки детей CCAQ (Zatz, Chassin 1985) и опросник спортивной тревожности (Smith et al. 2007).
Результаты. Данные были скорректированы в соответствии со значениями Уилка, асимметрии и эксцесса Шапиро. Использовалось параметрическое тестирование. Корреляция момента продукта Пирсона продемонстрировала значимые связи. Множественный логистический регрессионный анализ показал, что сплоченность семьи и мысли детей оказывают значительное положительное влияние на когнитивные способности детей. Макроанализ процесса Хейса был использован для того, чтобы показать, что спортивная тревожность характеризуется взаимосвязью между мыслями и когнитивными аспектами негативных оценок вне задания, положительных оценок и мыслей, связанных с выполнением задания.
Заключение. Активное участие семьи в развитии детского спортивного образования является его неотъемлемой частью. Семья — это ценный ресурс, который помогает в учебном процессе, в том числе в спортивном образовании. Близкие люди дополнительно влияют на когнитивные реакции детей: негативную/позитивную самооценку, мысли, отвлекающие внимание от выполнения задач (off-task thoughts) и когнитивные способности, которые помогают фокусироваться на задачах (on-task thoughts).
Библиографические ссылки
Aydin, U. (2019) Test anxiety: Gender differences in elementary school students. European Journal of Educational Research, vol. 8, no. 1, pp. 21–30. https://doi.org/10.12973/eu-jer.8.1.21 (In English)
Bloom, G. A., Dohme, L. C., Falcão, W. R. (2020) Coaching youth athletes. In: R. Resende, A. R. Gomes (eds.). Coaching for human development and performance in sports. Cham: Springer Publ., pp. 143–167. https://doi.org/10.1007/978-3-030-63912-9 (In English)
Bois, J. E., Lalanne, J., Delforge, C. (2009) The influence of parenting practices and parental presence on children’s and adolescents’ precompetitive anxiety. Journal of Sports Sciences, vol. 27, no. 10, pp. 995–1005. https://doi.org/10.1080/02640410903062001 (In English)
Carron, A. V., Chelladurai, P. (1981) The dynamics of group cohesion in sport. Journal of Sport and Exercise Psychology, vol. 3, no. 2, pp. 123–139. https://doi.org/10.1123/jsp.3.2.123 (In English)
Davison, K. K., Jago, R. (2009) Change in parent and peer support across ages 9 to 15 yr and adolescent girls’ physical activity. Medicine & Science in Sports & Exercise, vol. 41, no. 9, pp. 1816–1825. https://doi.org/10.1249/MSS.0b013e3181a278e2 (In English)
Freire, G., Contreira, A., De Moraes, J. et al. (2023) Coach-athlete relationship, team cohesion and motivation in Brazilian youth athletes: A cluster analysis. Human Movement, vol. 24, no. 3, pp. 44–53. https://doi.org/10.5114/hm.2023.116531 (In English)
Fredricks, J. A., Eccles, J. S. (2005) Family socialization, gender, and sport motivation and involvement. Journal of Sport & Exercise Psychology, vol. 27, no. 1, pp. 3–31. https://doi.org/10.1123/jsep.27.1.3 (In English)
Gharibvand, A. H., Makvandi, B., Heidari, A. (2022) Relationship between sports aggression and sports mindfulness with sports self-efficacy in male athletes; the mediating role of family Cohesion. Men’s Health Journal, vol. 6, no. 1, p. e8. https://doi.org/10.22037/mhj.v6i1.37765 (In English)
Greenlees, I. (2021) Creating an optimal motivational climate for effective coaching. In: C. Heaney, N. Kentzer, B. Oakley (eds.). Athletic Development. New York: Routledge Publ., pp. 125–140. http://dx.doi.org/10.4324/9781003153450-11 (In English)
Iancheva, T., Rogaleva, L., García-Mas, A., Olmedilla, A. (2020) Perfectionism, mood states, and coping strategies of sports students from Bulgaria and Russia during the pandemic COVID-19. Journal of Applied Sports Sciences, vol. 1, pp. 22–38. https://doi.org/10.37393/JASS.2020.01.2 (In English)
Lehto, X. Y., Lin, Y. C., Chen, Y., Choi, S. (2012) Family vacation activities and family cohesion. Journal of Travel & Tourism Marketing, vol. 29, no. 8, pp. 835–850. https://doi.org/10.1080/10548408.2012.730950 (In English)
Marien‚ W. E.‚ Bell‚ D. J. (2004) Children’s thoughts questionnaire (CTQ). In: J. Fischer‚ K. J. Corcoran (eds.). Measures for clinical practice and research: A sourcebook. Vol. 1. 4th ed. New York: Oxford University Press‚ pp. 486–490. (In English)
Nelson, H. J., Spurr, S., Bally, J. M. (2022) The benefits and barriers of sport for children from low-income settings: An integrative literature review. Sage Open, vol. 12, no. 1, https://doi.org/10.1177/21582440221087272 (In English)
Olson, D. H. (2000) Circumplex model of marital and family systems. Journal of Family Therapy, vol. 22, no. 2, pp. 144–167. https://doi.org/10.1111/1467-6427.00144 (In English)
Olson, D. H., Sprenkle, D. H., Russell, C. S. (1979) Circumplex model of marital and family systems: I. Cohesion and adaptability dimensions, family types, and clinical applications. Family Process, vol. 18, no. 1, pp. 3–28. https://doi.org/10.1111/j.1545-5300.1979.00003.x (In English)
Olson, D. H., Portner, J., Bell, R. (1983) Marriage and Family Assessment: A sourcebook for family therapy. Beverly Hill: Sage Publ., 342 p. (In English)
Raimundi, M. J., Molina, M. F., Schmidt, V., Hernández-Mendo, A. (2019) Family functioning profiles and character strengths in young elite athletes from Argentina. International Journal of Sport and Exercise Psychology, vol. 17, no. 1, pp. 32–51. https://doi.org/10.1080/1612197X.2016.1189949 (In English)
Schwarz, J., Schreiber, F., Kühnemund, M. et al. (2020) Kognitionen von Kindern mit sozialer Angststörung unter Stress [Cognitions of children with social anxiety disorder under stress]. Zeitschrift für Kinder-und Jugendpsychiatrie und Psychotherapie, vol. 48, no. 2. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1024/1422-4917/a000702 (accessed 23.02.2024). (In German)
Swann, C., Telenta, J., Draper, G. et al. (2018) Youth sport as a context for supporting mental health: Adolescent male perspectives. Psychology of Sport and Exercise, vol. 35, pp. 55–64. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2017.11.008 (In English)
Smith‚ R. E.‚ Smoll‚ F. L.‚ Cumming‚ S. P. (2007) Effects of a motivational climate intervention for coaches on young athletes’ sport performance anxiety. Journal of Sport & Exercise Psychology‚ vol. 29, no. 1‚ pp. 39–59. https://doi.org/10.1123/jsep.29.1.39 (In English)
Timpka, T., Spreco, A., Dahlstrom, O. et al. (2021) Suicidal thoughts (ideation) among elite athletics (track and field) athletes: associations with sports participation, psychological resourcefulness and having been a victim of sexual and/or physical abuse. British Journal of Sports Medicine, vol. 55, no. 4, pp. 198–205. https://doi.org/10.1136/bjsports-2019-101386 (In English)
Weiss, W. M., Weiss, M. R. (2007) Sport commitment among competitive female gymnasts: A developmental perspective. Research Quarterly for Exercise and Sport, vol. 78, no. 2, pp. 90–102. https://doi.org/10.1080/02701367.2007.10599407 (In English)
Zatz‚ S.‚ Chassin‚ L. (1985) Cognitions of test-anxious children under naturalistic test-taking conditions. Journal of Consulting and Clinical Psychology‚ vol. 53, no. 3‚ pp. 393–401. https://doi.org/10.1037//0022-006x.53.3.393 (In English)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Юмна Али, Сайед М. И. Шах

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.