Роль фигуры отца ребенка при формировании материнского отношения к новорожденному с заболеванием
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-4-534-542Ключевые слова:
роль фигуры отца ребенка, отношение к новорожденному, триада «мать — отец — дитя», эйфорический компонент, истерический тип реагирования, невротическая депрессия, астенияАннотация
Введение. Концепция о формирующем влиянии со стороны отца на психическое здоровье и когнитивное развитие детей в разные возрастные периоды получила широкое признание. Однако остается неизученной роль фигуры отца ребенка при формировании материнского отношения к новорожденному с заболеванием. Цель исследования сосредоточена на изучении субъективных представлений женщины об отношении к ней отца ребенка и о его влиянии на эмоциональное состояние и отношение к новорожденному с заболеванием в раннем послеродовом периоде.
Материалы и методы. Исследование проводилось в раннем послеродовом периоде. Основная группа представлена женщинами, беременность которых завершилась рождением ребенка с заболеванием в количестве 126 человек, пребывающими в отделении патологии новорожденных. Контрольная группа включает женщин со здоровым новорожденным — 80 человек, которые находятся в условиях родильного дома. Применялись метод полуструктурированного интервью, Тест отношений беременной И. В. Добрякова, модифицированная версия, Клинический опросник невротических состояний.
Результаты исследования. У женщин при рождении ребенка с заболеванием превалирует выраженность эйфорического (U = 268; p < 0,001) и тревожного (U = 245,5; p = 0,007) компонентов в структуре субъективной оценки отношения отца ребенка. Эйфорический компонент коррелирует с показателями по шкале «истерического типа реагирования» (r = 0,65; р < 0,001). Тревожный компонент находится в положительной корреляции с показателями по шкале «невротическая депрессия» (r = 0,63; р < 0,001). Субъективное представление женщины может носить иррациональный характер и неблагоприятно отражаться на формировании триады «мать — отец — дитя».
Заключение. Исследование дополняет научные знания о роли фигуры отца при формировании отношения к новорожденному, а также имеет практико-ориентированную направленность и подтверждает значимость психологического сопровождения не только женщины, но и триады «мать — отец — дитя» в раннем послеродовом периоде.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Андрущенко, Н. В., Аникина, В. О., Иова, А. С. и др. (2021) Оптимизация выхаживания недоношенных новорожденных на госпитальных этапах ранней помощи при поддержке детско-родительских отношений. Журнал неврологии и психиатрии имени C. C. Корсакова, т. 121, № 10, с. 123–130. https://doi.org/10.17116/jnevro2021121101123
Архиреева, Т. В. (2009) Родительство в гендерном аспекте. В кн.: И. С. Клецина (ред.). Гендерная психология. 2-е изд. СПб.: Питер, с. 121–148.
Добряков, И. В. (2015) Перинатальная психология. 2-е изд. СПб.: Питер, 347 с.
Захарова, Е. И. (2017) Родительство как возрастно-психологический феномен. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. М., Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 334 с.
Золотова, И. А. (2013) Отношение к новорожденному у женщин группы риска. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Кострома, Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова, 179 с.
Золотова, И. А. (2024) Невротические состояний женщин в ситуации «отягощенного» материнства. Аутизм и нарушения развития, т. 22, № 1, с. 45–51. https://doi.org/10.17759/autdd.2024220106
Калина, О. Г., Холмогорова, А. Б. (2019) Роль отца в психическом развитии ребенка. 2-е изд. М.: Форум; Инфра-М, 112 с.
Одинцова, О. Ю., Мисиюк, Ю. В. (2022) Отцовская вовлеченность на этапе перехода к родительству: понятие, структура, динамика. В кн.: Актуальные проблемы психологии образования. Сборник научных материалов II-ой межрегиональной панельной дискуссии с международным участием для преподавателей ВО и СПО. Вып. XIII. Психологическое сопровождение современной семьи. Ярославль: Изд-во Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, с. 168–176. EDN: BDUXAQ
Савенышева, С. С., Савина, E. M. (2018) Отношение к ребенку в пренатальный период его развития у мужчин в связи с супружескими отношениями. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология, № 58 (3), с. 343–346. EDN: YSTYXF
Хоффман, Б. Э. (2022) Новые открытия, концепции и вопросы в поиске понимания влияния отцов на развитие детей. Современная зарубежная психология, т. 11, № 1, с. 17—25. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110102
Яхин, К. К., Менделевич, Д. М. (1998) Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний. В кн.: В. Д. Менделевич (ред.). Клиническая и медицинская психология. М.: МЕДпресс-информ, с. 545–552. EDN: WFALKS
Hartzell, G., Shaw, R. J., Givrad, S. (2023) Preterm infant mental health in the neonatal intensive care unit: A review of research on NICU parent-infant interactions and maternal sensitivity. Infant Mental Health Journal, vol. 44, no. 6, рр. 837–856. https://doi.org/10.1002/imhj.22086
Hendy, A., El-Sayed, S., Bakry, S. et al. (2024) The stress levels of premature infants’ parents and related factors in NICU. SAGE Open Nursing, vol. 10. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1177/23779608241231172 (accessed 10.04.2024).
Condon, J. T., Corkindale, C. J., Boyce, P., Gamble, E. A. (2013) A longitudinal study of father-to-infant attachment: Antecedents and correlates. Journal of Reproductive and Infant Psychology, vol. 31, no. 1, pp. 15–30. https://doi.org/10.1080/02646838.2012.757694
Kleine, I., Falconer, S., Roth, S. et.al. (2020) Early postnatal maternal trait anxiety is associated with the behavioural outcomes of children born preterm. Journal of Psychiatric Research, vol. 131, pp. 160–168. https://doi.org/10.1016/j.jpsychires.2020.09.010
Paquette, D. (2004) Theorizing the father-child relationship: Mechanisms and developmental outcomes. Human Development, vol. 47, no. 4, pp. 193–219. https://doi.org/10.1159/000078723
Park, G. A., Lee, O. N. (2022) The moderating effect of social support on parental stress and depression in mothers of children with disabilities. Occupational Therapy International, vol. 2022, no. 1, article 5162954. https://doi.org/10.1155/2022/5162954
Rollè, L., Gullotta, G., Trombetta, T. et al. (2019) Father involvement and cognitive development in early and middle childhood: A systematic review. Frontiers in Psychology, vol. 10, article 2405. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02405
Swanson, V., Hannula, L. (2022) Parenting stress in the early years — a survey of the impact of breastfeeding and social support for women in Finland and the UK. BMC Pregnancy and Childbirth, vol. 22, article 699. https://doi.org/10.1186/s12884-022-05010-5
Zhao, M., Fu, W., Ai, J. (2021) The mediating role of social support in the relationship between parenting stress and resilience among Chinese parents of children with disability. Journal of Autism and Developmental Disorders, vol. 51, no. 10, рр. 3412–3422. https://doi.org/10.1007/s10803-020-04806-8
REFERENCES
Andrushchenko, N. V., Anikina, V. O., Iova, A. S. et al. (2021) Optimizatsiya vykhazhivaniya nedonoshennykh novorozhdennykh na gospital’nykh etapakh rannej pomoshchi pri podderzhke detsko-roditel’skikh otnoshenij [Optimization of neonatal hospital care for very preterm babies while supporting early parent-child relationships]. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii imeni C. C. Korsakovа — S. S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry, vol. 121, no. 10, pp. 123–130. https://doi.org/10.17116/jnevro2021121101123 (In Russian)
Arkhireeva, T. V. (2009) Roditel’stvo v gendernom aspekte [Parenting from a gender perspective]. In: I. S. Kletsina (ed.). Gendernaya psikhologiya [Gender psychology]. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., pp. 121–148. (In Russian)
Condon, J. T., Corkindale, C. J., Boyce, P., Gamble, E. A. (2013) A longitudinal study of father-to-infant attachment: Antecedents and correlates. Journal of Reproductive and Infant Psychology, vol. 31, no. 1, pp. 15–30. https://doi.org/10.1080/02646838.2012.757694 (In English)
Dobryakov, I. V. (2015) Perinatal’naya psikhologiya [Perinatale Psychologie]. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 347 p. (In Russian)
Hartzell, G., Shaw, R. J., Givrad, S. (2023) Preterm infant mental health in the neonatal intensive care unit: A review of research on NICU parent-infant interactions and maternal sensitivity. Infant Mental Health Journal, vol. 44, no. 6, рр. 837–856. https://doi.org/10.1002/imhj.22086 (In English)
Hendy, A., El-Sayed, S., Bakry, S. et al. (2024) The stress levels of premature infants’ parents and related factors in NICU. SAGE Open Nursing, vol. 10. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1177/23779608241231172 (accessed 10.04.2024). (In English)
Hoffman, B. E. (2022) Novye otkrytiya, kontseptsii i voprosy v poiske ponimaniya vliyaniya ottsov na razvitie detej [New discoveries, concepts and questions in the search to understand fathers’ influence on child development]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya — Journal of Modern Foreign Psychology, vol. 11, no. 1, рр. 17—25. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110102 (In Russian)
Kalina, O. G., Kholmogorova, A. B. (2019) Rol’ ottsa v psikhicheskom razvitii rebenka [The role of the father in the child’s mental development]. 2nd ed. Moscow: Forum Publ.; Infra-M Publ., 112 p. (In Russian)
Kleine, I., Falconer, S., Roth, S. et.al. (2020) Early postnatal maternal trait anxiety is associated with the behavioural outcomes of children born preterm. Journal of Psychiatric Research, vol. 131, pp. 160–168. https://doi.org/10.1016/j.jpsychires.2020.09.010 (In English)
Odintsova, O. Yu., Misiyuk, Yu. V. (2022) Otsovskaya vovlechennost’ na etape perekhoda k roditel’stvu: ponyatie, struktura, dinamika [Father’s involvement at the stage of transition to parenthood: concept, structure, dynamics]. In: Aktual’nye problemy psikhologii obrazovaniya. Sbornik nauchnykh materialov II-oj mezhregional’noj panel’noj diskussii s mezhdunarodnym uchastiem dlya prepodavatelej VO i SPO. Vyp. XIII. Psikhologicheskoe soprovozhdenie sovremennoj sem’i [Actual problems of psychology of education. Collection of scientific materials of the II-th interregional panel discussion with international participation for teachers of HE and SPO. Iss. XIII. Psychological support of a modern family]. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky Publ., pp. 168–176. EDN: BDUXAQ (In Russian)
Paquette, D. (2004) Theorizing the father-child relationship: Mechanisms and developmental outcomes. Human Development, vol. 47, no. 4, pp. 193–219. https://doi.org/10.1159/000078723 (In English)
Park, G. A., Lee, O. N. (2022) The moderating effect of social support on parental stress and depression in mothers of children with disabilities. Occupational Therapy International, vol. 2022, no. 1, article 5162954. https://doi.org/10.1155/2022/5162954 (In English)
Rollè, L., Gullotta, G., Trombetta, T. et al. (2019) Father involvement and cognitive development in early and middle childhood: A systematic review. Frontiers in psychology, vol. 10, article 2405. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02405 (In English)
Savenysheva, S. S., Savina, E. M. (2018) Otnoshenie k rebenku v prenatal’nyj period ego razvitiya u muzhchin v svyazi s supruzheskimi otnosheniyami [Attitude to the child in the prenatal period of its development in men in connection with the marital relations]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psikhologiya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 58 (3), pp. 343–346. EDN: YSTYXF (In Russian)
Swanson, V., Hannula, L. (2022) Parenting stress in the early years — a survey of the impact of breastfeeding and social support for women in Finland and the UK. BMC Pregnancy and Childbirth, vol. 22, article 699. https://doi.org/10.1186/s12884-022-05010-5 (In English)
Yakhin, K. K., Mendelevich, D. M. (1998) Klinicheskij oprosnik dlya vyyavleniya i otsenki nevroticheskikh sostoyanij [A clinical questionnaire for the identification and assessment of neurotic conditions]. In: V. D. Mendelevich (ed.). Klinicheskaya i meditsinskaya psikhologiya [Clinical and medical psychology]. Moscow: MEDpress-inform Publ., pp. 545–552. EDN: WFALKS (In Russian)
Zakharova, E. I. (2017) Roditel’stvo kak vozrastno-psikhologicheskij fenomen [Parenthood as an age-related psychological phenomenon]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Lomonosov Moscow State University, 334 p. (In Russian)
Zhao, M., Fu, W., Ai, J. (2021) The mediating role of social support in the relationship between parenting stress and resilience among Chinese parents of children with disability. Journal of Autism and Developmental Disorders, vol. 51, no. 10, рр. 3412–3422. https://doi.org/10.1007/s10803-020-04806-8 (In English)
Zolotova, I. A. (2013) Otnoshenie k novorozhdennomu u zhenshchin gruppy riska [Attitude towards the newborn in women at risk]. PhD dissertation (Psychology). Kostroma, Kostroma State University named after N. A. Nekrasov, 179 р. (In Russian)
Zolotova, I. A. (2024) Тevroticheskie sostoyaniya zhenshchin v situatsii “otyagoshchennogo” materinstva [Neurotic states of women and the features of the attitude towards the newborn in the situation of “burdened” motherhood]. Autizm i narusheniya razvitiya — Autism and Developmental Disorders, vol. 22, no. 1, рр. 45–51. https://doi.org/10.17759/autdd.2024220106 (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Ирина Александровна Золотова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.