Психологические и технологические изменения деятельности человека в цифровой среде

Авторы

  • Татьяна Николаевна Носкова Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-2058-626X

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-3-329-337

Ключевые слова:

цифровая среда, психология деятельности, информатизация деятельности, цифровизация деятельности, искусственный интеллект

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена погружением деятельности человека в цифровую среду. Это приводит к изменениям всех компонентов деятельности, начиная от целеполагания, психологических установок до достигаемых результатов. В цифровой среде практически все виды деятельности человека приобретают характер информационно-интеллектуальной деятельности. Проблема состоит в выявлении психологических изменений информационно-интеллектуальной деятельности в цифровой среде, что необходимо для подготовки действующих и будущих специалистов к эффективному решению задач в современных условиях

Материалы и методы. В исследовании используются методы психологии, информатики и педагогики.

Методы психологии позволяют выявить изменение психологических аспектов информационно- интеллектуальной деятельности в структуре, выделенной А. Н. Леонтьевым (целей, формируемых на основе совокупности мотивов, — действий с использованием информационных средств — результатов).

Методы информатики позволяют определить изменение базовых операций по поиску, обработке, хранению, передаче информации в процессе этапного трансформирования технологических средств, хода информационных процессов в условиях компьютеризации, информатизации, цифровизации деятельности.

Материалы собраны автором в ходе проводимых научных исследований, осуществляемых в рамках госзаданий, грантов РНФ, РФФИ, европейского гранта IRNET, реализованного совместно с коллегами из шести европейских стран, руководства исследованиями аспирантов, соискателей, магистрантов программы «Цифровая образовательная среда и цифровые технологии», в процессе разработки новых программ и курсов в области цифрового образования.

Результаты. Обосновано, что средствами информационно-интеллектуальной деятельности следует считать совокупность аппаратно-программных средств информационных и коммуникационных технологий, эксплицитных знаний, доступных субъекту удаленно, средств искусственного интеллекта со взаимодействием на естественном языке.

Выявлены психологические последствия автоматизации части информационной, коммуникационной и интеллектуальной деятельности субъекта: повышение информационных и коммуникационных потребностей, снижение трудоемкости и повышение скорости выполнения отдельных информационных операций, увеличение объемов информации и расширение спектра коммуникаций в решении актуальных задач.

Заключение. Мобильное использование современных «орудий» информационно-интеллектуальной деятельности приводит к «сращиванию» человека и машины с оперативным подключением к базе эксплицитных знаний информационной Сети, расширению спектра сетевых коммуникационных взаимодействий, усилению естественного интеллекта средствами технического, искусственного интеллекта.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Выготский, Л. С. (2005) Орудие и знак в развитии ребенка. В кн.: Психология развития человека. М.: Смысл, с. 1039–1132.

Горохов, С. А. (2016) Информационная потребность человека как способ выражения его информационных интересов и запросов. Наука XXI века: Актуальные направления развития, № 1-2, с. 150–154. EDN: VWXKCV

Даггэн, С. (2020) Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. [Электронный ресурс]. URL: https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2020/12/Steven_Duggan_AI-in-Education_2020_RUS.pdf (дата обращения 19.06.2024).

Добринская, Д. Е. (2019) Цифровое общество в социологической перспективе. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, т. 25, № 4, с. 175–192. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-175-192

Дошина, А. Д. (2016) Экспертная система. Классификация. Обзор существующих экспертных систем. Молодой ученый, № 21 (125), с. 756–758. EDN: WYDQIL

Игнатова, Ю. П., Макарова, И. И., Степаненко, В. П., Багдасаров, А. А. (2022) Влияние цифровых технологий на когнитивные способности человека (обзор). Психология. Психофизиология, т. 15, № 4, с. 72–83. EDN: CPLQTB

Константинова, Л. В., Ворожихин, В. В., Петров, А. М. и др. (2023) Генеративный искусственный интеллект в образовании: Дискуссии и прогнозы. Открытое образование, т. 27, № 2, с. 36–48. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-36-48

Леонтьев, А. Н. (1975) Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 304 с.

Масленникова, О. Е., Гаврилова, И. В. (2019) Основы искусственного интеллекта. М.: Флинта, 283 с.

Михаил Мишустин дал поручения по итогам стратегической сессии, посвященной нацпроекту «Экономика данных». (2023) Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/50469/ (дата обращения 19.06.2024).

Носкова, Т. Н. (2015) Педагогика общества знаний. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 236 с. EDN: VIHNAZ

Носкова, Т. Н., Яковлева, О. В., Павлова, Т. Б., Смирнова-Трибульска, Е. (2018) Стратегии информационного поведения студентов в условиях непрерывного образования. Открытое образование, т. 22, № 3, с. 25–34. http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-25-34

Полани, М. (1958) Личностное знание: На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 344 с.

Тихомиров, О. К. (1988) Психология компьютеризации. Киев: Знание, 16 с.

Хекхаузен, Х. (2001) Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 256 с.

Яковлева, О. В. (2024) Искусственный интеллект и вопросы профессиональной этики в подготовке будущих учителей. Педагогика. Вопросы теории и практики, т. 9, №. 5, с. 391–396. https://doi.org/10.30853/ped20240049

Recommendation on the Ethics of Artificial Intelligence. (2022) Paris: UNESCO Publ. [Online]. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000381137 (accessed 19.06.2024).

Working Group on Education: Digital skills for life and work. (2017) [S. l.]: UNESCO Publ. [Online]. Available at: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/10/Digital-skills-for-life-and-work_259013e.pdf (accessed 19.06.2024).

REFERENCES

Daggen, S. (2020) Iskusstvennyj intellekt v obrazovanii: Izmenenie tempov obucheniya. Analiticheskaya zapiska IITO YuNESKO [Artificial intelligence in education: Changing the pace of learning. Analytical note by UNESCO IITE]. Moscow: UNESCO Institute for Information Technologies in Education Publ. [Online]. Available at: https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2020/12/Steven_Duggan_AI-in-Education_2020_RUS.pdf (accessed 19.06.2024). (In Russian)

Dobrinskaya, D. E. (2019) Tsifrovoe obshchestvo v sotsiologicheskoj perspective [Digital society: Sociological perspective]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya — Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, vol. 25, no. 4, pp. 175–192. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-175-192 (In Russian)

Doshina, A. D. (2016) Ekspertnaya sistema. Klassifikatsiya. Obzor sushchestvuyushchikh ekspertnykh system [The expert system. Classification. Overview of existing expert systems]. Molodoj uchenyj, no. 21 (125), pp. 756–758. EDN: WYDQIL (In Russian)

Gorokhov, S. A. (2016) Informatsionnaya potrebnost’ cheloveka kak sposob vyrazheniya ego informatsionnykh interesov i zaprosov [Information need of human being as an expression his information interests and requests]. Nauka XXI veka: Aktual’nye napravleniya razvitiya, no. 1-2, pp. 150–154. EDN: VWXKCV (In Russian)

Heckhausen, H. (2001) Psikhologiya motivatsii dostizheniya [Psychology of achievement motivation]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 256 p. (In Russian)

Ignatova, Yu. P., Makarova, I. I., Stepanenko, V. P., Bagdasarov, A. A. (2022) Vliyanie tsifrovykh tekhnologij na kognitivnye sposobnosti cheloveka (obzor) [Impact of digital technologies on human cognitive abilities (a review)]. Psikhologiya. Psikhofiziologiya — Psychology. Psychophysiology, vol. 15, no. 4, pp. 72–83. EDN: CPLQTB (In Russian)

Konstantinova, L. V., Vorozhikhin, V. V., Petrov, A. M. et al. (2023) Generativnyj iskusstvennyj intellekt v obrazovanii: Diskussii i prognozy [Generative artificial intelligence in education: Discussions and forecasts]. Otkrytoe obrazovanie — Open Education, vol. 27, no. 2, pp. 36–48. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-36-48 (In Russian)

Leont’ev, A. N. (1975) Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ [Activity. Conscience. Personality]. Moscow: Politizdat Publ., 304 p. (In Russian)

Maslennikova, O. E., Gavrilova, I. V. (2019) Osnovy iskusstvennogo intellekta [The basics of artificial intelligence]. Moscow: Flinta Publ., 283 p. (In Russian)

Mikhail Mishustin dal porucheniya po itogam strategicheskoj sessii, posvyashchennoj natsproektu “Ekonomika dannykh” [Mikhail Mishustin gave instructions following the results of the strategic session dedicated to the national project “Data Economy”]. (2023) Pravitel’stvo Rossii [Russian Government]. [Online]. Available at: http://government.ru/news/50469/ (accessed 19.06.2024). (In Russian)

Noskova, T. N. (2015) Pedagogika obshchestva znanij [Pedagogy of knowledge society]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 236 p. EDN: VIHNAZ (In Russian)

Noskova, T. N., Yakovleva, O. V., Pavlova, T. B., Smirnova-Tribul’ska, E. (2018) Strategii informatsionnogo povedeniya studentov v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya [Strategies of students’ information behavior in the context of lifelong learning]. Otkrytoe obrazovanie — Open Education, vol. 22, no. 3, pp. 25–34. http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-25-34 (In Russian)

Polani, M. (1958) Lichnostnoe znanie: Na puti k postkriticheskoj filosofii [Personal knowledge: On the way to post-critical philosophy]. Moscow: Progress Publ., 344 p. (In Russian)

Recommendation on the Ethics of Artificial Intelligence. (2022) Paris: UNESCO Publ. [Online]. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000381137 (accessed 19.06.2024). (In English)

Tikhomirov, O. K. (1988) Psikhologiya komp’yuterizatsii [Psychology of computerization]. Kiev: Znanie Publ., 16 p. (In Russian)

Vygotskij, L. S. (2005) Orudie i znak v razvitii rebenka [A tool and a sign in the development of a child]. In: Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of human development]. Moscow: Smysl Publ., pp. 1039–1132. (In Russian)

Working Group on Education: Digital skills for life and work. (2017) [S. l.]: UNESCO Publ. [Online]. Available at: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/10/Digital-skills-for-life-and-work_259013e.pdf (accessed 19.06.2024). (In English)

Yakovleva, O. V. (2024) Iskusstvennyj intellekt i voprosy professional’noj etiki v podgotovke budushchikh uchitelej [Artificial intelligence and issues of professional ethics in future teacher training]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki — Pedagogy. Theory & Practice, vol. 9, no. 5, pp. 391–396. https://doi.org/10.30853/ped20240049 (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.09.2024

Выпуск

Раздел

Статьи