Математическая тревожность у учителей начальных классов: влияние на практику преподавания и среду в классе
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-512-518Ключевые слова:
математическая тревожность, учителя начальных классов, математическая успеваемость, отношение к математике, передача математической тревожностиАннотация
Введение. Математическая тревожность и ее влияние на математическое развитие в последние годы вызывает большой интерес со стороны исследователей, поскольку может существенно влиять на продуктивность освоение математики учащимися. Однако не только учащиеся подвержены математической тревожности. Исследования показывают, что математическая тревожность обнаруживается у учителей и даже превалирует среди учителей (будущих учителей) начальных классов. Учитывая то, что математическая тревожность у детей появляется еще в начальной школе, это вызывает серьезную обеспокоенность. Во многом именно от учителя начальных классов зависит, какие математические навыки и отношение к математике сформируются у ребенка в первые годы формального обучения. Если учитель испытывает тревожность по отношению к математике, то это может негативно сказываться на математической успеваемости его учеников.
Материалы и методы. В данной статье представлен краткий обзор публикаций, посвященных исследованиям математической тревожности среди учителей начальных классов.
Результаты. В статье обсуждаются возможные механизмы развития математической тревожности и ее связь с математической успеваемостью в контексте причинно-следственных отношений. Основное внимание уделяется роли учителя в формировании склонности учащихся к математической тревожности и более низким результатам обучения. Обсуждается, каким образом математическая тревожность среди учителей начальных классов может способствовать получению их учениками негативного опыта относительно изучениюя математики. Приводятся примеры эмпирических исследований, изучающих распространенность и причины математической тревожности именно среди данной категории как действующих, так и будущих учителей.
Заключение. Исследования демонстрируют, что математическая тревожность среди самих учителей зачастую является результатом их собственного опыта негативного взаимодействия с учителями, использование учителями неэффективных подходов к обучению, а также наличия у них самих довольного низкого уровня математической компетентности. Обобщая результаты исследований, можно обратить внимание на так называемую цикличность непреднамеренной передачи математической тревожности от учителя своим ученикам, которая требует решения на различных уровнях.
Библиографические ссылки
Beilock, S. L., Gunderson, E. A, Ramirez, G., Levine, S. C. (2010) Female teachers’ math anxiety affects girls’ math achievement. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, vol. 107, no. 5, pp. 1860–1863. https://doi.org/10.1073/pnas.0910967107 (In English)
Brady, P., Bowd, A. (2005) Mathematics anxiety, prior experience and confidence to teach mathematics among pre-service education students. Teachers and Teaching, vol. 11, no. 1, pp. 37–46. https://doi.org/10.1080/1354060042000337084 (In English)
Dowker, A., Sarkar, A., Looi, C.-Y. (2016) Mathematics anxiety: What have we learned in 60 years? Frontiers in Psychology, vol. 7, article 508. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00508 (In English)
Dutton, W. H. (1951) Attitudes of prospective teachers toward arithmetic. The Elementary School Journal, vol. 52, no. 2, pp. 84–90. https://www.jstor.org/stable/998089 (In English)
Gresham, G. (2018) Preservice to inservice: Does mathematics anxiety change with teaching experience? Journal of Teacher Education, vol. 69, no. 1, pp. 90–107. https://doi.org/10.1177/0022487117702580 (In English)
Hembree, R. (1990) The nature, effects, and relief of mathematics anxiety. Journal for Research in Mathematics Education, vol. 21, no. 1, pp. 33–46. https://doi.org/10.2307/749455 (In English)
Kelly, W. P., Tomhave, W. K. (1985) A study of math anxiety/math avoidance in preservice elementary teachers. The Arithmetic Teacher, vol. 32, no. 5, pp. 51–53. https://doi.org/10.5951/AT.32.5.0051 (In English)
Maloney, E., Beilock, S. L. (2012) Math anxiety: Who has it, why it develops and how to guard against it. Trends in Cognitive Science, vol. 16, no. 8, pp. 404–405. https://doi.org/10.1016/j.tics.2012.06.008 (In English)
McAnallen, R. R. (2010) Examining mathematics anxiety in elementary classroom teachers. PhD dissertation (Philosophy). Connecticut, University of Connecticut, 126 p. (In English)
Olson, A. M., Stoehr, K. J. (2019) From numbers to narratives: Preservice teachers experiences’ with mathematics anxiety and mathematics teaching anxiety. School Science and Mathematics, vol. 119, no. 2, pp. 72–82. https://doi.org/10.1111/ssm.12320 (In English)
Ramirez, G., Gunderson, E. A., Levine, S. C., Beilock, S. L. (2013) Math anxiety, working memory, and math achievement in early elementary school. Journal of Cognition and Development, vol. 14, no. 2, pp. 187–202. https://doi.org/10.1080/15248372.2012.664593 (In English)
Ramirez, G., Shaw, S. T., Maloney, E. A. (2018) Math anxiety: Past research, promising interventions, and a new interpretation framework. Educational Psychologist, vol. 53, no. 3, pp. 145–164. https://doi.org/10.1080/00461520.2018.1447384 (In English)
Raymond, A. M. (1997) Inconsistency between a beginning elementary school teacher’s mathematics beliefs and teaching practice. Journal for Research in Mathematics Education, vol. 28, no. 5, pp. 550–576. https://doi.org/10.2307/749691 (In English)
Wang, Z., Hart, S. A., Kovas, Y. et al. (2014) Who is afraid of math? Two sources of genetic variance for mathematical anxiety. The Journal of Child Psychology and Psychiatry, vol. 55, no. 9, pp. 1056–1064. https://doi.org/10.1111/jcpp.12224 (In English)
Wood, E. F. (1988) Math anxiety and elementary teachers: What does research tell us? For the Learning of Mathematics, vol. 8, no. 1, pp. 8–13. (In English)
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Алсу Валиахметовна Шакмаева, Анна Анатольевна Адаскина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.