Внутриличностные ресурсы поведения педагога в сфере здоровья

Авторы

  • Юлия Владимировна Торкаченко Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга; Камчатский институт развития образования https://orcid.org/0000-0001-7808-7212

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-3-339-357

Ключевые слова:

внутриличностные ресурсы здоровья, жизнестойкость, базовые убеждения, паттерны поведения в сфере здоровья

Аннотация

Введение. В статье актуализируется вопрос культуры здорового образа жизни педагога как важного условия воспитания у обучающихся ценностного отношения к здоровью. Цель исследования — сравнительный анализ поведения в сфере здоровья у педагогов с разным уровнем внутриличностных ресурсов.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 120 учителей, повышающих квалификацию в КГАУ ДПО «Камчатский ИРО» в 2020 году. Инструментарий, направленный на диагностику внутриличностных ресурсов педагога, включает «Шкалу базисных убеждений» Р. Янофф-Бульмана в адаптации М. А. Падун, А. В. Котельниковой; Тест жизнестойкости С. Мадди, скрининговая версия Е. Н. Осина; субшкалу «Цели в жизни», методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Н. Н. Лепешинского. Методический комплекс для оценки поведения педагога в сфере здоровья включает анкеты и методику «Отношение к значимой жизненной ситуации» Е. Ю. Коржовой, А. В. Бердниковой.

Результаты исследования. В результате кластерного анализа сформированы две группы учителей с разным уровнем внутриличностных ресурсов, ЭГ 1 (66 человек) — педагоги с высоким уровнем внутриличностных ресурсов и ЭГ 2 (39 человек) — с более низким уровнем ресурсов. В состав групп вошли женщины разного возраста, стажа, уровня образования и предметной области. Между респондентами эмпирических групп выявлены различия в поведенческих паттернах, связанных с реализацией здорового образа жизни: достаточность сна (φ* = 2,63**), пищевое поведение (φ* = 1,8*), распределение экранного времени и др.; в готовности к обращению за помощью к психологу (φ* = 1,8*) и значимым близким: супругу (φ* = 3,76**), друзьям (φ* = 1,7*), родителям (φ* = 2,2*); в установках относительно значимых ситуаций: принятие (φ* = 2,33**), активное участие (φ* = 2,25*), оптимистичный прогноз (φ* = 2,78**); в самооценке здоровья (φ* = 3,29**) и субъективной репрезентации соматического здоровья, например частота головной боли (φ* = 1,85*) и др.

Заключение. Анализ данных позволяет конкретизировать мишени профилактики в сфере здоровья, способствует решению прикладных задач в системе повышения квалификации педагогов.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Баева, И. А., Тарасов, С. В., Лактионова, Е. Б. и др. (2019) Психологическая безопасность образовательной среды региона: теоретические основы и практика создания. СПб.: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 174 с.

Водопьянова, Н. Е. (2017) Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. 3-е изд. М.: Юрайт, 343 с.

В центре внимания здоровье и благополучие подростков. Результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) 2017/2018 гг. в Европе и Канаде. Т. 1. Основные результаты. (2020). Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 72 c.

Дубровина, И. В. (2015) Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития. Развитие личности, № 2, с. 67–95.

Зинченко, Ю. П., Моросанова, В. И. (ред.). (2020) Психология саморегуляции: Эволюция подходов и вызовы времени. СПб.: Нестор-История, 472 с.

Камалетдинова, З. Ф., Антонова, Н. В. (2019) Психологическое консультирование: когнитивно-поведенческий подход: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. 2-е изд. М.: Юрайт, 211 с.

Коржова, Е. Ю., Бердникова, А. В. (2016) Методика «Отношение к значимой жизненной ситуации». В кн.: Е. Ю. Коржова (ред.). Практикум по психологии жизненных ситуаций. СПб.: Стикс, с. 60–73.

Коржова, Е. Ю., Веселова, Е. К., Анисимова, Т. В., Залевский, Г. В. (2017) Интегральная ресурсная концепция здоровья в контексте отечественных подходов. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 184, с. 31–44.

Лепешинский, H. H. (2007) Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф. Психологический журнал, № 3 (15), с. 24–27.

Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS: отчет по результатам 2018 года. (2018) [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/talis (дата обращения 02.02.2022).

Митина, Л. М. (2018) Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. СПб.: Нестор-История, 456 с.

Никифоров, Г. С., Дудченко, З. Ф. (2019) Психология здоровья в России: у истоков. СПб.: Скифия, 144 с.

Осин, Е. Н. (2013) Факторная структура краткой версии Теста жизнестойкости. Организационная психология, т. 3, № 3, с. 42–60.

Падун, М. А., Котельникова, А. В. (2012) Психическая травма и картина мира: теория, эмпирия, практика. М.: Институт психологии РАН, 206 с.

Синякова, М. Г., Сыманюк, Э. Э. (2018) Педагогическая акмеология: учебное пособие. 2-е изд. М.: Юрайт, 210 с.

Творогова, Н. Д. (2017) Саногенное поведение в контексте здорового образа жизни. Сеченовский вестник, № 1 (27), с. 50–60.

Франкл, В. Э. (2011) Страдания от бессмысленности жизни: актуальная психотерапия. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 102 с.

Цветкова, Л. А., Антонова, Н. А., Дубровский, Р. Г. (2019) Концептуальные основы изучения и измерения здоровья и благополучия человека с позиций психологической науки. Вестник Российского фонда фундаментальных исследований, № 4 (104), с. 69–75. https://doi.org/10.22204/2410-4639-2019-104-04-69-75

Hobfoll, S. (2011) Conservation of resources theory: Its implication for stress, health, and resilience. In: S. Folkman (ed.). The Oxford handbook of stress, health, and coping. New York: Oxford University Press, pp. 127–147.

Maddi, S., Khoshaba, D. (2004) HardiTraining: Managing Stress for performance and health enhancement. Irvine: The Hardiness Institute Publ., 294 p.

Taylor, S. E., Kemeny, M. E., Redd, G. M. et al. (2000) Psychological resources, positive illusions, and health. American Psychologist, vol. 55, no. 1, pp. 99–109. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.1.99

REFERENCES

Baeva, I. A., Tarasov, S. V., Laktionova, E. B. et al. (2019) Psikhologicheskaya bezopasnost’ obrazovatel’noj sredy regiona: teoreticheskie osnovy i praktika sozdaniya [Psychological safety of the educational environment of the region: Theoretical foundations and practice of creation]. Saint Petersburg: The State Institute of Economics, Finance, Law and Technology Publ., 174 p. (In Russian)

Dubrovina, I. V. (2015) Psikhologicheskoe zdorov’e lichnosti v kontekste vozrastnogo razvitiya [Psychological health of a person in the context of age development]. Razvitie lichnosti — Development of Personality, no. 2, pp. 67–95. (In Russian)

Frankl, V. E. (2011) Stradaniya ot bessmyslennosti zhizni: aktual’naya psikhoterapiya [Suffering from the meaninglessness of life: Topical psychotherapy]. Novosibirsk: Sibirskoe universitetskoe izdatel’stvo Publ., 102 p. (In Russian)

Hobfoll, S. (2011) Conservation of resources theory: Its implication for stress, health, and resilience. In: S. Folkman (ed.). The Oxford handbook of stress, health, and coping. New York: Oxford University Press, pp. 127–147. (In English)

Kamaletdinova, Z. F., Antonova, N. V. (2019) Psikhologicheskoe konsul’tirovanie: kognitivno-povedencheskij podkhod: uchebnoe posobie dlya bakalavriata, spetsialiteta i magistratury [Psychological counseling: a cognitive-behavioral approach: A textbook for undergraduate, specialty and master’s degrees]. 2nd ed. Moscow: Urait Publ., 211 р. (In Russian)

Korzhova, E, Yu., Berdnikova, A. V. (2016) Metodika “Otnoshenie k znachimoj zhiznennoj situatsii” [Method “Attitude towards a significant life situation”]. In: E. Yu. Korzhova (ed.). Praktikum po psikhologii zhiznennykh situatsij [Workshop on the psychology of life situations]. Saint Petersburg: Stiks Publ., p. 60–73. (In Russian)

Korzhova, E. Yu., Veselova, E. K., Anisimova, T. V., Zalevskij, G. V. (2017) Integral’naya resursnaya kontseptsiya zdorov’ya v kontekste otechestvennykh podkhodov [The integral resource conception of health in the context of domestic approaches]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 184, pp. 31–44. (In Russian)

Lepeshinskij, N. N. (2007) Adaptatsiya oprosnika “Shkaly psikhologicheskogo blagopoluchiya” K. Riff [Adaptation of the questionnaire “Scale of psychological well-being” K. Riff]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, no. 3 (15), pp. 24–27. (In Russian)

Maddi, S., Khoshaba, D. (2004) HardiTraining: Managing Stress for performance and health enhancement. Irvine: The Hardiness Institute Publ., 294 p. (In English)

Mezhdunarodnoe issledovanie uchitel’skogo korpusa po voprosam prepodavaniya i obucheniya TALIS: otchet po rezul’tatam 2018 goda [The TALIS International Teaching and Learning Study of Teachers: A report of the 2018 results]. (2018) [Online]. Available at: https://fioco.ru/talis (accessed 02.03.2022). (In Russian)

Mitina, L. M. (2018) Lichnostno-professional’noe razvitie uchitelya: strategii, resursy, riski [Personal and professional development of a teacher: Strategies, resources, risks]. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 456 p. (In Russian)

Nikiforov, G. S., Dudchenko, Z. F. (2019) Psikhologiya zdorov’ya v Rossii: u istokov [Health psychology in Russia: At the origins]. Saint Petersburg: Skifiya Publ., 144 p. (In Russian)

Osin, E. N. (2013) Faktornaya struktura kratkoj versii Testa zhiznestojkosti [Factor structure of the short version of the Test of hardiness]. Organizatsionnaya psihologiya — Organizational Psychology, vol. 3, no. 3, pp. 42–60. (In Russian)

Padun, M. A., Kotel’nikova, A. V. (2012) Psikhicheskaya travma i kartina mira: teoriya, empiriya, praktika [Psychic trauma and picture of the world: Theory, empiricism, practice]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 206 p. (In Russian)

Sinyakova, M. G., Symanyuk, E. E. (2018) Pedagogicheskaya akmeologiya: uchebnoe posobie [Pedagogical Acmeology: Textbook]. 2nd ed. Moscow: Urait Publ., 210 p. (In Russian)

Tvorogova, N. D. (2017) Sanogennoe povedenie v kontekste zdorovogo obraza zhizni [Sanogenic behavior in the context of healthy lifestyle]. Sechenovskij vestnik — Sechenov Medical Journal, no. 1 (27), pp. 50–60. In Russian)

Tsvetkova, L. A., Antonova, N. A., Dubrovskij, R. G. (2019) Kontseptual’nye osnovy izucheniya i izmereniya zdorov’ya i blagopoluchiya cheloveka s pozitsii psikhologicheskoj nauki [A conceptual framework for the study and measurement of human health and well-being from the standpoint of psychological science]. Vestnik Rossijskogo fonda fundamental’nykh issledovanij — Russian Foundation for Basic Research Journal, no. 4 (104), pp. 69–75 https://doi.org/10.22204/2410-4639-2019-104-04-69-75 (In Russian)

Taylor, S. E., Kemeny, M. E., Redd, G. M. et al. (2000) Psychological resources, positive illusions, and health. American Psychologist, vol. 55, no. 1, pp. 99–109. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.1.99 (In English)

Vodop’yanova, N. E. (2017) Sindrom vygoraniya. Diagnostika i profilaktika [Burnout syndrome. Diagnostics and prevention]. 3rd ed. Moscow: Urait Publ., 343 p. (In Russian)

V tsentre vnimaniya zdorov’e i blagopoluchie podrostkov. Rezul’taty issledovaniya “Povedenie detej shkol’nogo vozrasta v otnoshenii zdorov’ya” (HBSC) 2017/2018 gg. v Evrope i Kanade. T. 1. Osnovnye rezul’taty [Spotlight on adolescent health and well-being. Findings from the 2017/2018 Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) survey in Europe and Canada International report. Vol. 1. Key findings]. (2020). Kopengagen: WHO Regional Office for Europe Publ., 72 p. (In Russian)

Zinchenko, Yu. P., Morosanova, V. I. (eds.). (2020) Psikhologiya samoregulyatsii: Evolyutsiya podkhodov i vyzovy vremeni [Psychology of self-regulation: Evolution of approaches and challenges of the time]. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 472 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.10.2022

Выпуск

Раздел

Статьи