Досуг школьника в контексте самоопределения
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-102-109Ключевые слова:
досуг, развитие, самоопределение, чтение, общение, учебная деятельность, подросток, педагог, родителиАннотация
В статье обсуждается проблема проведения школьниками свободного от обязательных учебных занятий времени. Свободное время, или досуг, рассматривается как важное условие формирования и развития личности подростка, неотъемлемый источник жизненного самоопределения, позитивная направленность которого зависит от того, как и с кем проводит школьник свое свободное время. Автор отмечает, что анализ и оценка форм досуговой активности школьников в контексте их соответствия задаче создания психолого-педагогических условий для становления, сохранения и укрепления психологического здоровья и психологического благополучия школьников должны рассматриваться как самостоятельное проблемное поле в деятельности психологической службы образования. Выделяются отдельные наиболее существенные для решения проблемы психолого-педагогические моменты, на которых школьному психологу рекомендуется сосредоточить внимание при работе с педагогами и родителями. К их числу отнесены: необходимость организации тесного взаимодействия семьи и школы по вопросам организации досуга детей и подростков, мониторинга его содержания и форм осуществления; значимость анализа норм, ценностей и идеалов, принятых в референтных для школьников группах с точки зрения их соответствия задачам позитивного жизненного самоопределения; важность создания условий для формирования у взрослеющего человека мотивации принимать на себя ответственность за организацию своего свободного времени, за содержание и способы реализации различных форм досуговой активности, в том числе совершаемые совместно с членами референтной группы; учет существенной роли художественно-эстетического воспитания, в частности чтения художественной литературы, для становления личности в детском и подростковом возрасте; соблюдение баланса между распространенным сегодня времяпровождением в виртуальном пространстве и традиционными формами организации досуга в детском и подростковом возрасте. Подчеркивается, что досуговая деятельность оказывает позитивное влияние на личностное становление и жизненное самоопределение школьников только при условии их вовлеченности в досуговую деятельность, внутренней мотивированности и активной позиции.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Божович, Л. И. (1968) Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 464 с.
Вульфов, Б. З., Иванов, В. Д. (1999) Основы педагогики. М.: УРАО, 616 с.
Давыдов, В. В. (1979) Личности надо «выделаться». В кн.: Р. И. Косолапова (ред.). С чего начинается личность. М.: Политиздат, с. 109–140.
Дубровина, И. В. (2010) Психологические проблемы самоопределения школьников. Гуманизация образования, № 8, с. 8–14.
Дубровина, И. В. (2014) Практическая психология в лабиринтах современного образования. М.: НОУ ВПО «МПСУ», 455 с.
Дубровина, И. В. (2015) Досуг школьников как психологическая проблема родителей. Гуманизация образования, № 2, с. 12–20.
Егорычева, И. Д. (2007) Подросток и взрослый: радость общения. Теория и практика организации внеучебной деятельности. М.: АПК и ППРО, 188 с.
Зинченко, В. П. (2002) Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 432 с.
Кон, И. С. (1980) Дружба: этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 255 с.
Лотман, Ю. М. (2005) Воспитание души. СПб.: Искусство-СПб., 621 с.
Мелик-Пашаев, А. А. (1981) Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 96 с.
Мудрик, А. В. (1981) О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 176 с.
Овчинников, И. Ф. (1979) К проблеме формирования творческой личности. Вопросы философии, № 9, с. 71–84.
Сухомлинский, В. А. (1971) Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 336 с.
REFERENCES
Bozhovich, L. I. (1968) Lichnost’ i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 464 p. (In Russian)
Davydov, V. V. (1979) Lichnosti nado “vydelat’sya”. In: R. I. Kosolapova (ed.). S chego nachinaetsya lichnost’ [How does a person begin]. Moscow: Politizdat Publ., pp. 109–140. (In Russian)
Dubrovina, I. V. (2010) Psikhologicheskie problemy samoopredeleniya shkol’nikov [Psychological problems of schoolchildren self-determination]. Gumanizatsiya obrazovaniya — Humanization of Education, no. 8, pp. 8–14. (In Russian)
Dubrovina, I. V. (2014) Prakticheskaya psikhologiya v labirintakh sovremennogo obrazovaniya [Practical psychology in the maze of modern education]. Moscow: NOU VPO “MPSU” Publ., 455 p. (In Russian)
Dubrovina, I. V. (2015) Dosug shkol’nikov kak psikhologicheskaya problema roditelej [Leisure of schoolchildren as a psychological problem of parents]. Gumanizatsiya obrazovaniya — Humanization of Education, no. 2, pp. 12–20. (In Russian)
Egorycheva, I. D. (2007) Podrostok i vzroslyj: radost’ obshcheniya. Teoriya i praktika organizatsii vneuchebnoj deyatel’nosti [Teenager and adult: The joy of communication. Theory and practice of extracurricular activities]. Moscow: APK i PPRO Publ., 188 p. (In Russian)
Kon, I. S. (1980) Druzhba: etiko-psikhologicheskij ocherk [Friendship: ethical and psychological essay]. Moscow: Politizdat Publ., 255 p. (In Russian)
Lotman, Yu. M. (2005) Vospitanie dushi [Soul education]. Saint Petersburg: Iskusstvo-SPb. Publ., 621 p. (In Russian)
Melik-Pashaev, A. A. (1981) Pedagogika iskusstva i tvorcheskie sposobnosti [Art pedagogy and creativity]. Moscow: Znanie Publ., 96 p. (In Russian)
Mudrik, A. V. (1981) O vospitanii starsheklassnikov [On the education of high school students]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 176 p. (In Russian)
Ovchinnikov, I. F. (1979) K probleme formirovaniya tvorcheskoj lichnosti [To the problem of the formation of a creative personality]. Voprosy filosofii, no. 9, pp. 71–84. (In Russian)
Sukhomlinskij, V. A. (1971) Rozhdenie grazhdanina [The birth of a citizen]. Moscow: Molodaya gvardiya Publ., 336 p. (In Russian)
Vul’fov, B. Z., Ivanov, V. D. (1999) Osnovy pedagogiki [Basics of pedagogy]. Moscow: URAO Publ., 616 p. (In Russian)
Zinchenko, V. P. (2002) Psikhologicheskie osnovy pedagogiki [Psychological foundations of pedagogy]. Moscow: Gardariki Publ., 432 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2019 Ирина Владимировна Дубровина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.