Досуг школьника в контексте самоопределения

Авторы

  • Ирина Владимировна Дубровина Психологический институт Российской академии образования https://orcid.org/0000-0002-2484-6073

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-102-109

Ключевые слова:

досуг, развитие, самоопределение, чтение, общение, учебная деятельность, подросток, педагог, родители

Аннотация

В статье обсуждается проблема проведения школьниками свободного от обязательных учебных занятий времени. Свободное время, или досуг, рассматривается как важное условие формирования и развития личности подростка, неотъемлемый источник жизненного самоопределения, позитивная направленность которого зависит от того, как и с кем проводит школьник свое свободное время. Автор отмечает, что анализ и оценка форм досуговой активности школьников в контексте их соответствия задаче создания психолого-педагогических условий для становления, сохранения и укрепления психологического здоровья и психологического благополучия школьников должны рассматриваться как самостоятельное проблемное поле в деятельности психологической службы образования. Выделяются отдельные наиболее существенные для решения проблемы психолого-педагогические моменты, на которых школьному психологу рекомендуется сосредоточить внимание при работе с педагогами и родителями. К их числу отнесены: необходимость организации тесного взаимодействия семьи и школы по вопросам организации досуга детей и подростков, мониторинга его содержания и форм осуществления; значимость анализа норм, ценностей и идеалов, принятых в референтных для школьников группах с точки зрения их соответствия задачам позитивного жизненного самоопределения; важность создания условий для формирования у взрослеющего человека мотивации принимать на себя ответственность за организацию своего свободного времени, за содержание и способы реализации различных форм досуговой активности, в том числе совершаемые совместно с членами референтной группы; учет существенной роли художественно-эстетического воспитания, в частности чтения художественной литературы, для становления личности в детском и подростковом возрасте; соблюдение баланса между распространенным сегодня времяпровождением в виртуальном пространстве и традиционными формами организации досуга в детском и подростковом возрасте. Подчеркивается, что досуговая деятельность оказывает позитивное влияние на личностное становление и жизненное самоопределение школьников только при условии их вовлеченности в досуговую деятельность, внутренней мотивированности и активной позиции.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Божович, Л. И. (1968) Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 464 с.

Вульфов, Б. З., Иванов, В. Д. (1999) Основы педагогики. М.: УРАО, 616 с.

Давыдов, В. В. (1979) Личности надо «выделаться». В кн.: Р. И. Косолапова (ред.). С чего начинается личность. М.: Политиздат, с. 109–140.

Дубровина, И. В. (2010) Психологические проблемы самоопределения школьников. Гуманизация образования, № 8, с. 8–14.

Дубровина, И. В. (2014) Практическая психология в лабиринтах современного образования. М.: НОУ ВПО «МПСУ», 455 с.

Дубровина, И. В. (2015) Досуг школьников как психологическая проблема родителей. Гуманизация образования, № 2, с. 12–20.

Егорычева, И. Д. (2007) Подросток и взрослый: радость общения. Теория и практика организации внеучебной деятельности. М.: АПК и ППРО, 188 с.

Зинченко, В. П. (2002) Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 432 с.

Кон, И. С. (1980) Дружба: этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 255 с.

Лотман, Ю. М. (2005) Воспитание души. СПб.: Искусство-СПб., 621 с.

Мелик-Пашаев, А. А. (1981) Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 96 с.

Мудрик, А. В. (1981) О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 176 с.

Овчинников, И. Ф. (1979) К проблеме формирования творческой личности. Вопросы философии, № 9, с. 71–84.

Сухомлинский, В. А. (1971) Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 336 с.

REFERENCES

Bozhovich, L. I. (1968) Lichnost’ i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 464 p. (In Russian)

Davydov, V. V. (1979) Lichnosti nado “vydelat’sya”. In: R. I. Kosolapova (ed.). S chego nachinaetsya lichnost’ [How does a person begin]. Moscow: Politizdat Publ., pp. 109–140. (In Russian)

Dubrovina, I. V. (2010) Psikhologicheskie problemy samoopredeleniya shkol’nikov [Psychological problems of schoolchildren self-determination]. Gumanizatsiya obrazovaniya — Humanization of Education, no. 8, pp. 8–14. (In Russian)

Dubrovina, I. V. (2014) Prakticheskaya psikhologiya v labirintakh sovremennogo obrazovaniya [Practical psychology in the maze of modern education]. Moscow: NOU VPO “MPSU” Publ., 455 p. (In Russian)

Dubrovina, I. V. (2015) Dosug shkol’nikov kak psikhologicheskaya problema roditelej [Leisure of schoolchildren as a psychological problem of parents]. Gumanizatsiya obrazovaniya — Humanization of Education, no. 2, pp. 12–20. (In Russian)

Egorycheva, I. D. (2007) Podrostok i vzroslyj: radost’ obshcheniya. Teoriya i praktika organizatsii vneuchebnoj deyatel’nosti [Teenager and adult: The joy of communication. Theory and practice of extracurricular activities]. Moscow: APK i PPRO Publ., 188 p. (In Russian)

Kon, I. S. (1980) Druzhba: etiko-psikhologicheskij ocherk [Friendship: ethical and psychological essay]. Moscow: Politizdat Publ., 255 p. (In Russian)

Lotman, Yu. M. (2005) Vospitanie dushi [Soul education]. Saint Petersburg: Iskusstvo-SPb. Publ., 621 p. (In Russian)

Melik-Pashaev, A. A. (1981) Pedagogika iskusstva i tvorcheskie sposobnosti [Art pedagogy and creativity]. Moscow: Znanie Publ., 96 p. (In Russian)

Mudrik, A. V. (1981) O vospitanii starsheklassnikov [On the education of high school students]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 176 p. (In Russian)

Ovchinnikov, I. F. (1979) K probleme formirovaniya tvorcheskoj lichnosti [To the problem of the formation of a creative personality]. Voprosy filosofii, no. 9, pp. 71–84. (In Russian)

Sukhomlinskij, V. A. (1971) Rozhdenie grazhdanina [The birth of a citizen]. Moscow: Molodaya gvardiya Publ., 336 p. (In Russian)

Vul’fov, B. Z., Ivanov, V. D. (1999) Osnovy pedagogiki [Basics of pedagogy]. Moscow: URAO Publ., 616 p. (In Russian)

Zinchenko, V. P. (2002) Psikhologicheskie osnovy pedagogiki [Psychological foundations of pedagogy]. Moscow: Gardariki Publ., 432 p. (In Russian)

Опубликован

2019-08-14

Выпуск

Раздел

Статьи