Социально-психологические факторы психологического благополучия китайских подростков

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-145-153

Ключевые слова:

психологическое благополучие, китайские подростки, академическая одаренность, количество детей в семье, школа-интернат

Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению психологического благополучия китайских подростков. Проблематика психологического благополучия как важного ресурса для оптимального функционирования всех психических структур личности, необходимых для жизнедеятельности, всегда привлекает внимание ученых. В данной статье, опираясь на имеющиеся работы, посвященные сравнительным исследованиям психологических характеристик подростков с признаками академической одаренности и их сверстников с обычным уровнем развития, мы провели эмпирическое исследование психологического благополучия подростков, становление личности которых происходит в контексте китайского общества. Целью исследования было сравнение психологического благополучия китайских подростков с признаками академической одаренности и их сверстников с обычным уровнем развития, а также изучение социально-психологических факторов психологического благополучия китайских подростков.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 315 китайских подростков в возрасте 13–15 лет, в том числе 122 подростка с признаками академической одаренности и 193 подростка с обычным уровнем развития. С целью изучения уровня психологического благополучия респондентов была использована методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации на китайском языке. В процессе статистической обработки использовались методы однофакторного (ANOVA) и многофакторного (MANOVA) дисперсионного анализа.

Результаты исследования. Было изучено влияние на психологическое благополучие подростков таких социально-психологических факторов, как наличие или отсутствие признаков академической одаренности и наличие или отсутствие братьев и (или) сестер. Установлено, что фактор академической одаренности оказывает влияние только на компонент психологического благополучия «личностный рост», показатели которого выше в выборке подростков с признаками академической одаренности. Фактор наличия или отсутствия братьев и сестер оказывает влияние на компонент психологического благополучия «цели в жизни», а также на показатель общего психологического благополучия: психологическое благополучие выше у тех китайских подростков, которые являются единственными детьми в семье, независимо от уровня развития их способностей. На основании полученных результатов мы отмечаем актуальность задачи развития академических способностей китайских подростков и поддержания гармоничной семейной атмосферы, особенно для подростков, у которых имеются братья и сестры.

Заключение. Полученные результаты могут использоваться для разработки и внедрения программ укрепления психологического благополучия китайских подростков.

Библиографические ссылки

Adamczyk, K. (2016) An investigation of loneliness and perceived social support among single and partnered young adults. Current Psychology, vol. 35, no. 4, pp. 674–689. http://doi.org/10.1007/s12144-015-9337-7 (In English)

Bass, L. R. (2014) Boarding schools and capital benefits: Implications for urban school reform. The Journal of Educational Research, vol. 17, pp. 16–35. https://doi.org/10.1080/00220671.2012.753855 (In English)

Bloom, B. (ed.). (1985) Developing talent in young people. New York: Ballantine Books Publ., 576 p. (In English)

Chen, X., Cheung, H. Y., Fan, X., Wu, J. (2017) Factors related to resilience of academically gifted students in the Chinese cultural and educational environment. Psychology in the Schools, vol. 55, no. 2, pp. 107–119. http://doi.org/10.1002/pits.22044 (In English)

Csikszentmihalyi, M., Rathunde, K., Whalen, S. (1993) Talented teenagers: The roots of success and failure. Cambridge: Cambridge University Press, 307 p. (In English)

Falbo, T. (2012) Only children: An updated review. Journal of Individual Psychology, vol. 68, no. 1, pp. 38–49. (In English)

Griffin, A. M., Sulkowski, M. L., Bámaca-Colbert, M. Y., Cleveland, H. H. (2019) Daily social and affective lives of homeless youth: What is the role of teacher and peer social support? Journal of School Psychology, vol. 77, pp. 110–123. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2019.09.004 (In English)

Guo, S., Li, L., Sun, Y. et. al. (2020) Does boarding benefit the mathematics achievement of primary and middle school students? Evidence from China. Asia Pacific Journal of Education, vol. 41, no. 1, pp. 1–23. https://doi.org/10.1080/02188791.2020.1760081 (In English)

Inman, T. F., Kirchner, J. (2016) Parenting gifted children 101: An introduction to gifted kids and their needs. Waco: Prufrock Press, 207 p. (In English)

Jolly, J. L., Matthews, M. S., Nester, J. (2013) Homeschooling the gifted: A parent’s perspective. Gifted Child Quarterly, vol. 57, no. 2, pp. 121–134. https://doi.org/10.1177/0016986212469999 (In English)

Jolly, J. L., Treffinger, D. J., Inman, T. F., Smutny, J. F. (eds.). (2011) Parenting Gifted Children: The authoritative guide from the national association for gifted children. Waco: Prufrock Press, 592 p. (In English)

Koshy, V., Smith, C. P., Brown, J. (2017) Parenting “gifted and talented” children in urban areas: Parents’ voices. Gifted Education International, vol. 33, no. 1, pp. 3–17. https://doi.org/10.1177/0261429414535426 (In English)

Liu, R. X., Lin, W., Chen, Z. Y. (2010) School performance, peer association, psychological and behavioral adjustments: A comparison between Chinese adolescents with and without siblings. Journal of Adolescence, vol. 33, no. 3, pp. 411–417. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2009.07.007 (In English)

Martin, A. J., Papworth, B., Ginns, P., Liem, G. A. D. (2014) Boarding school, academic motivation and engagement, and psychological well-being: A large-scale investigation. American Educational Research Journal, vol. 51, no. 5, pp. 1007–1049. https://doi.org/10.3102/0002831214532164 (In English)

Miklyaeva, A. V., Khoroshikh, V. V., Volkova, E. N. (2019) Sub’ektivnye faktory psikhologicheskogo blagopoluchiya odarennykh podrostkov: teoreticheskaya model’ [Subjective factors of gifted adolescents’ psychological well-being: A theoretical model]. Science for Education Today, vol. 9, no. 4, pp. 36–55. http://doi.org/10.15293/2658-6762.1904.03 (In Russian)

Papadopoulos, D. (2021) Parenting the exceptional social-emotional needs of gifted and talented children: What do we know? Children, vol. 8, no. 11, article 953. https://doi.org/10.3390/children8110953 (In English)

Pilarinos, V., Solomon, C. R. (2016) Parenting styles and adjustment in gifted children. Gift Child Quarterly, vol. 61, no. 1, pp. 87–98. https://doi.org/10.1177/0016986216675351 (In English)

Shcheblanova, E. I. (2008) Neuspeshnye odarennye shkol’niki [Unsuccessful gifted schoolchildren]. Moscow: IG-SOCIN Publ., 212 p. (In Russian)

Terman, L. M. (1925) Genetic studies of genius. Vol. 1. Mental and physical traits of a thousand gifted children. Stanford: Stanford University Press, 648 p. (In English)

Vedikova, E. Yu., Kalyagina, E. A. (2018) Osobennosti psikhologicheskogo blagopoluchiya starshikh podrostkov s priznakami odarennosti [Features of psychological well-being of high school students with signs of giftedness]. In: A. A. Sukiasyan (ed.). Problema protsessa samorazvitiya i samoorganizatsii v psikhologii i pedagogike. Sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 17 fevralya 2018 g. [Problem of the process of self-development and self-organization in psychology and pedagogy: Collection of works based on the results of the International Scientific-Practical Conference February 17, 2018]. Ufa: AMI Publ., pp. 57–60. (In Russian)

Xing, Z. J., Huang, L. Q. (2004) Ryff xinli xingfugan liangbiao zai woguo chengshi juminzhong de shiyong [Study of appling to citizens in China on Ryff’s psychological well-being scales]. Jiankang xinlixue zazhi — Heath Psychology Journal, no. 3, pp. 231–233. https://www.doi.org/10.13342/j.cnki.cjhp.2004.03.036 (In Chinese)

Yazdani, S., Daryei, G. (2016) Parenting styles and psychosocial adjustment of gifted and normal adolescents. Pacific Science Review B: Humanities and Social Sciences, vol. 2, no. 3, pp. 100–105. https://doi.org/10.1016/j.psrb.2016.09.019 (In English)

Yurkevich, V. S. (2000) Odarennyj rebenok: illyuzii i real’nost’ [The gifted child: Illusions and reality]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 136 p. (In Russian)

Zhang, Z., Harder, B., Zhao, X. (2017) Gifted education in China. Cogent Education, vol. 4, no. 1, article 1364881. https://doi.org/10.1080/2331186X.2017.1364881 (In English)

Загрузки

Опубликован

20.08.2022

Выпуск

Раздел

Статьи