Представления студентов вуза о дистанционном обучении в период пандемии Covid-19

Авторы

  • Светлана Игоревна Беляева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-8014-5407
  • Ксения Николаевна Максименко Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-0354-628X

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-3-309-322

Ключевые слова:

дистанционное обучение, студенты, пандемия Covid-19, высшее образование, обучение в период пандемии, риск дезадаптации

Аннотация

Введение. Проблема использования дистанционных форм работы в связи с актуальной эпидемиологической ситуацией поставила перед преподавателями вузов ряд задач, среди которых можно выделить как организационно-методические задачи, так и задачи, связанные с психолого-педагогической поддержкой обучающихся студентов. Целью настоящего исследования стало изучение представлений студентов разных курсов о дистанционном и очном форматах обучения в период пандемии Covid-19.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе РГПУ им. А. И. Герцена в феврале 2021 г. среди студентов-психологов. В исследовании приняли участие 81 человек, являвшиеся студентами очной формы обучения по программам бакалавриата и специалитета 1–5 курсов (средний возраст — 20,9 лет). Основным методом исследования стал письменный опрос посредством программы Google Формы, состоявший из двух частей. В первой части студентам было предложено сравнить по пятибалльной шкале дистанционный и очный форматы обучения по нескольким критериям (эффективность, ресурсозатратность, учет индивидуальных особенностей студента). Во второй части опроса студенты проанализировали сложившиеся у них представления о дистанционном обучении по нескольким критериям: содержательным (качество теоретической и практической подготовки), социальным (чувство принадлежности кафедре, университету, сообществу психологов, степень социальной интеграции-изоляции, доступность помощи преподавателей) и организационным (комфортность организации учебного процесса, способность самоорганизации).

Результаты исследования. Были получены данные, показывающие, что факторы, связанные с оценкой дистанционного формата обучения как эффективного на разных этапах обучения различны. Так студенты 3–4 курсов достоверно чаще оценивают дистанционное обучение (в сравнении с очным) как более эффективное (p < 0,01) и позволяющее глубже освоить учебный материал (p < 0,01). Студенты младших курсов, напротив, достоверно чаще считают, что более глубокое освоение материала возможно лишь при очном обучении (p < 0,01). У старшекурсников представления о степени освоения ими учебного материала прямо коррелируют с владением ими актуальной информацией о событиях в университете, наличием необходимой помощи и поддержки от преподавателей и системностью получаемых знаний (p < 0,05).

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Абаскалова, Н. П., Мельникова, М. М. (2007) Концептуальные подходы к системе организации здоровьесберегающего образования в вузе. Сибирский педагогический журнал, № 9, с. 304–314.

Авдеева, А. П., Сафонова, Ю. А. (2021) Коммуникативное пространство дистанционного обучения студентов вуза. Вестник университета, № 3, с. 162–167. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-3-162-167

Базалий, Р. В. (2020) Развитие мотивации студентов в условиях дистанционного обучения. Мир науки. Педагогика и психология, т. 8, № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN320.pdf (дата обращения 14.01.2022).

Бекоева, Т. А., Кокаева, И. Ю., Осипова, А. Ю., Хубешты, Г. Ф. (2021) Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное здоровье студентов. Проблемы современного педагогического образования, № 73–2, с. 35–38.

Вайндорф-Сысоева, М. Е. (ред.). (2020) Методика дистанционного обучения. М.: Юрайт, 194 с.

Грамма, Д. В., Сергиенко, Н. А. (2021) Организация дистанционного обучения студентов неязыковых направлений в условиях пандемии. Педагогика. Вопросы теории и практики, т. 6, № 3, с. 389–394. https://doi.org/10.30853/ped210061

Денисова, Т. Л. (2013) Педагогическое сопровождение дистанционного обучения студентов вуза. Вестник Бурятского государственного университета. Философия, № 1, с. 173–177.

Жулькова, Ю. Н., Булганина, А. Е., Куриленко, М. А. и др. (2020) Организация работы студентов в условиях дистанционного формата обучения. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, № 6 (48), с. 131–135.

Ирхина, И. В., Беседина, О. А. (2009) Генезис идеи педагогического сопровождения в дистанционном обучении студентов. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, т. 15, № 5, с. 68–71.

Карелина, Н. Н., Егоров, А. Б., Киселева, И. В. и др. (2021) Исследование субъективного ощущения одиночества у студентов на дистанционном обучении. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, № 1 (191), с. 442–445. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p442-445

Коморникова, О. М. (2020) Перспективы дистанционного обучения: взгляд студентов. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, № 4 (48), с. 48–51.

Кононыхина, О. В. (2021) Мотивация студентов при дистанционном обучении. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, т. 2–1, с. 107–111. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-2-1-107-111

Прохорова, М. П., Шкунова, А. А., Зосич, А. С. (2020) Влияние дистанционного обучения на студентов заочной формы. Проблемы современного педагогического образования, № 69–4, с. 242–246.

Риккер, А. С., Ткачева, Е. Г. (2021) Влияние дистанционного обучения на здоровье студентов. Наука-2020, № 2 (47), с. 96–99.

Свиридова, Е. А. (2016) Опыт США в развитии дистанционного образования. Сибирский торгово- экономический журнал, № 4 (25), с. 81–82.

Смирнова, А. С. (2020) Организация дистанционного обучения студентов в условиях пандемии. Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема, № 4 (41), с. 93–100. https://doi.org/10.24412/2227-1384-2020-4-93-100

Татаринов, К. А. (2019) Проблемы и возможности дистанционного обучения студентов. Балтийский гуманитарный журнал, т. 8, № 1 (26), с. 285–288.

Французская, Е. О. (2020) Дистанционное обучение глазами преподавателей и студентов. Научно-педагогическое обозрение, № 6 (34), с. 82–90. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2020-6-82-90

Ханжарова, В. А. (2021) Дистанционное обучение студентов института стоматологии в условиях пандемии. Scientist, № 1 (15), с. 14–15.

Цинис, А. В., Серебренников, И. В. (2020) Влияние дистанционного обучения на физическую активность студентов. Международный журнал прикладных наук и технологий Integral, № 3, с. 571–575.

Черных, Н. А., Матвеева, Л. И. (2021) Психологические проблемы дистанционного обучения студентов- заочников в вузе. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, т. 27, № 2, с. 83–87. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-83-87

Abdi, A., Ridha, S., Yunus, M. et al. (2021) Assessing the effectiveness of geography-based online learning during the Covid-19 pandemic in higher education. Geosfera Indonesia, vol. 6, no. 3, pp. 319–333. https://doi.org/10.19184/geosi.v6i3.25811

Alam, F., Yang, Q., Bhutto, M. Y., Akhtar, N. (2021) The influence of e-learning and emotional intelligence on psychological intentions: Study of stranded Pakistani students. Frontiers in Psychology, vol. 12, article 715700. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.715700

Al-Salman, S., Haider, A., Saad, H. (2022) The psychological impact of COVID-19’s e-learning digital tools on Jordanian university students’ well-being. The Journal of Mental Health Training, Education and Practice, vol. 17, no. 4, pp. 342–354. https://doi.org/10.1108/JMHTEP-09-2021-0106

Aresta, M., Fernandes, A., Ribeiro, A. (2020) From face-to-face to online learning: Сovid-19 and the emergence of ubiquitous learning scenarios. In: ICERI2020 Proceedings. 13th Annual International Conference of Education, Research and Innovation. [S. l.]: IATED Publ., pp. 9490–9499. https://doi.org/10.21125/iceri.2020.2100

Fojtik, R. (2018) Problems of distance education. International Journal of Information and Communication Technologies in Education, vol. 7, no. 1, pp. 14–23.

Jose, J. (2021) Study on effect of e-learning process during Covid-19 pandemic. International Journal of Creative Research Thoughts, vol. 9, no. 2, pp. 2355–2363.

Luqman, N., Khalid, R. (2017) The Psychology of e-learning. International Journal of Law, Humanities and Social Science, vol. 2, no. 1, pp. 11–19.

Rathnayake, A. (2021) The impact of post-e-learning on psychological conditions in university students. International Journal of Scientific and Research Publications, vol. 11, no. 5, pp. 445–449. https://doi.org/10.29322/IJSRP.11.05.2021.p11355

Sharma, S., Sarkar, P. (2021) Psychological impact of e-learning among students: A survey. European Journal of Molecular & Clinical Medicine, vol. 7, no. 8, pp. 3239–3248.

WHO Director-General’s opening remarks at the media briefing on COVID-19. (2020) World Health Organization, 11 March 2020. [Online]. Available at: https://www.who.int/director-general/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19---11-march-2020/ (accessed 14.01.2022).

REFERENCES

Abaskalova, N. P., Mel’nikova, M. M. (2004) Kontseptual’nye podkhody k sisteme organizatsii zdorov’esberegayushchego obrazovaniya v vuze [Conceptual approaches to the system of organization of health-saving education at the university]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal — Siberian Pedagogical Journal, vol. 9, pp. 304–314. (In Russian)

Abdi, A., Ridha, S., Yunus, M. et al. (2021) Assessing the effectiveness of geography-based online learning during the Covid-19 pandemic in higher education. Geosfera Indonesia, vol. 6, no. 3, pp. 319–333. https://doi.org/10.19184/geosi.v6i3.25811 (In English)

Alam, F., Yang, Q., Bhutto, M. Y., Akhtar, N. (2021) The influence of e-learning and emotional intelligence on psychological intentions: Study of stranded Pakistani students. Frontiers in Psychology, vol. 12, article 715700. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.715700 (In English)

Al-Salman, S., Haider, A., Saad, H. (2022) The psychological impact of COVID-19’s e-learning digital tools on Jordanian university students’ well-being. The Journal of Mental Health Training, Education and Practice, vol. 17, no. 4, pp. 342–354. https://doi.org/10.1108/JMHTEP-09-2021-0106 (In English)

Aresta, M., Fernandes, A., Ribeiro, A. (2020) From face-to-face to online learning: Сovid-19 and the emergence of ubiquitous learning scenarios. In: ICERI2020 Proceedings. 13th Annual International Conference of Education, Research and Innovation. [S. l.]: IATED Publ., pp. 9490–9499. https://doi.org/10.21125/iceri.2020.2100 (In English)

Avdeeva, A. P., Safonova, Yu. A. (2021) Kommunikativnoe prostranstvo distantsionnogo obucheniya studentov vuza [Communicative space of distance learning for university students]. Vestnik Universiteta, no. 3, pp. 162–167. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-3-162-167 (In Russian)

Bazaliy, R. V. (2020) Razvitie motivatsii studentov v usloviyakh distantsionnogo obucheniya [Development of student motivation in the context of distance learning]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya — World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 8, no. 3. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN320.pdf (accessed 14.01.2022). (In Russian)

Bekoeva, T. A., Kokaeva, I. Yu., Osipova, A. Yu., Hubesti, G. F. (2021) Vliyanie distantsionnogo obucheniya na psikhoemotsional’noe zdorov’e studentov [Impact of distance learning on psychoemotional health of students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, no. 73-2, pp. 35–38. (In Russian)

Chernykh, N. A., Matveeva, L. I. (2021) Psikhologicheskie problemy distantsionnogo obucheniya studentov-zaochnikov v vuze [Psychological problems of distance learning part-time students at university]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika — Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, vol. 27, no. 2, pp. 83–87. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-83-87 (In Russian)

Denisova, T. L. (2013) Pedagogicheskoe soprovozhdenie distantsionnogo obucheniya studentov vuza [Pedagogical support of distance training of university students]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya — BSU Bulletin. Philosophy, no. 1, pp. 173–177. (In Russian)

Fojtik, R. (2018) Problems of distance education. International Journal of Information and Communication Technologies in Education, vol. 7, no. 1, pp. 14–23. (In English)

Frantsuzskaya, E. O. (2020) Distantsionnoe obuchenie glazami prepodavatelej i studentov [Distance education: University instructor and student perspective]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie — Pedagogical Review, no. 6 (34), pp. 82–90. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2020-6-82-90 (In Russian)

Gramma, D. V., Sergienko, N. A. (2021) Organizatsiya distantsionnogo obucheniya studentov neyazykovykh napravlenij v usloviyakh pandemii [Organising distance learning for non-linguistic students in the context of the pandemic]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki — Pedagogy. Theory & Practice, vol. 6, no. 3, pp. 389–394. https://doi.org/10.30853/ped210061 (In Russian)

Irkhina, I. V., Besedina, O. A. (2009) Genezis idei pedagogicheskogo soprovozhdeniya v distantsionnom obuchenii studentov [Genesis of pedagogical support system of distance education at universities of Russia]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial’naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika, vol. 15, no. 5, pp. 68–71. (In Russian)

Jose, J. (2021) Study on effect of e-learning process during Covid-19 pandemic. International Journal of Creative Research Thoughts, vol. 9, no. 2, pp. 2355–2363. (In English)

Karelina, N. N., Egorov, A. B., Kiseleva, I. V. et al. (2021) Issledovanie sub’ektivnogo oshchushcheniya odinochestva u studentov na distantsionnom obuchenii [Study of the subjective feeling of loneliness among students in distance learning]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, no. 1 (191), pp. 442–445. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p442-445 (In Russian)

Khanzharova, V. A. (2021) Distantsionnoe obuchenie studentov instituta stomatologii v usloviyakh pandemii [Distance learning of students of the institute of dentistry in the conditions of a pandemic]. Scientist, no. 1 (15), pp. 14–15. (In Russian)

Komornikova, O. M. (2020) Perspektivy distantsionnogo obucheniya: vzglyad studentov [Prospets for distance learning: Students’ view]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Journal of Shadrinsk State Pedagogical University, no. 4 (48), pp. 48–51. (In Russian)

Kononykhina, O. V. (2021) Motivatsiya studentov pri distantsionnom obuchenii [Students motivation in distant learning]. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk — International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 2-1 (53), pp. 107–111. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-2-1-107-111 (In Russian)

Luqman, N., Khalid, R. (2017) The Psychology of e-learning. International Journal of Law, Humanities and Social Science, vol. 2, no. 1, pp. 11–19. (In English)

Prokhorova, M. P., Shkunova, A. A., Zosich, A. S. (2020) Vliyanie distantsionnogo obucheniya na studentov zaochnoj formy [Impact of distance learning on correspondence students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, no. 69-4, pp. 242–246. (In Russian)

Rathnayake, A. (2021) The impact of post-e-learning on psychological conditions in university students. International Journal of Scientific and Research Publications, vol. 11, no. 5, pp. 445–449. https://doi.org/10.29322/IJSRP.11.05.2021.p11355 (In English)

Rikker, A. S., Tkacheva, E. G. (2021) Vliyanie distantsionnogo obucheniya na zdorov’e studentov [The impact of distance learning on students’ health]. Nauka-2020, no. 2 (47), pp. 96–99. (In Russian)

Sharma, S., Sarkar, P. (2021) Psychological impact of e-learning among students: A survey. European Journal of Molecular & Clinical Medicine, vol. 7, no. 8, pp. 3239–3248. (In English)

Sviridova, E. A. (2016) Opyt SSHA v razvitii distantsionnogo obrazovaniya [USA experience in the development of distance education]. Sibirskij torgovo-ekonomicheskij zhurnal, no. 4 (25), pp. 81–82. (In Russian)

Smirnova, A. S. (2020) Organizatsiya distantsionnogo obucheniya studentov v usloviyakh pandemii [Organization of distance learning of students in the conditions of the pandemic]. Vestnik Priamurskogo gosudarstvennogo universiteta im. Sholom-Alejkhema — Bulletin of Priamursky state University named after Sholom-Aleichem, no. 4 (41), pp. 93–100. https://doi.org/10.24412/2227-1384-2020-4-93-100 (In Russian)

Tatarinov, K. A. (2019) Problemy i vozmozhnosti distantsionnogo obucheniya studentov [Challenges and opportunities for distance learning of students]. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal — Baltic Humanitarian Journal, vol. 8, no. 1 (26), pp. 285–288. (In Russian)

Tsinis, A. V., Serebrennikov, I. V. (2020) Vliyanie distantsionnogo obucheniya na fizicheskuyu aktivnost’ studentov [Influence of remote learning on the physical activity of students]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnykh nauk i tekhnologij Integral — International Journal of Applied Sciences and Technology “Integral”, no. 3, pp. 571–575. (In Russian)

Vajndorf-Sysoeva, M. E. (ed.). (2020) Metodika distantsionnogo obucheniya [Distance learning methodology]. Moscow: Yurajt Publ., 194 p. (In Russian)

WHO Director-General’s opening remarks at the media briefing on COVID-19. (2020) World Health Organization, 11 March 2020. [Online]. Available at: https://www.who.int/director-general/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19---11-march-2020/ (accessed 14.01.2022). (In English)

Zhul’kova, Yu. N., Bulganina, A. E., Kurilenko, M. A. et al. (2020) Organizatsiya raboty studentov v usloviyakh distantsionnogo formata obucheniya [Organization of students’ work in a distance learning format]. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya — Innovative Economy: Prospects for Development and Improvement, vol. 6 (48), pp. 131–135. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.10.2022

Выпуск

Раздел

Статьи