Автобиографические тексты и отношение к чтению и письму у учащихся 6-го класса начальной школы

Авторы

  • Селин Ренолод Университет Лаваля

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-435-446

Ключевые слова:

навыки письма и чтения, чтение, отношение к чтению и письму, тексты-самоописания, учащиеся начальной школы

Аннотация

Введение. В статье описывается влияние опыта написания автобиографических текстов на динамику отношения к письму и чтению, а также на динамику навыков письма среди учащихся начальной школы. Исследование проводилось в рамках семинаров с учащимися шестого класса (на момент эксперимента участникам было 12 лет) в городе Квебек (провинция Квебек, Канада) в течениеи четырах месяцев. Учащимся предлагалось подготовить автобиографические тексты, в которых они рассказывают о своем собственном жизненном опыте. В исследовании проверялась гипотеза о том, что создание автобиографическиз текстов повышает субъективную значимость деятельности по написанию текста, и, следовательно, играет позитивную роль при формировании отношения к письму (Cummins, Early 2011).

Материалы и методы. Были проведены полуинструктированные интервью с 10 учениками в лингвистически неоднородном классе, в котором обучались как франкоговорящие учащиеся, так и учащиеся, не говорящие по-французски. Интервью проводились до начала семинаров и после их окончания. Анализировалась динамика отношения учащихся к чтению и письму после того, как они подготовили тексты с описанием своего жизненного опыта.

Результаты исследования. Участие в семинарах оказало положительное влияние на отношение школьников к чтению и письму. В результате эксперимента также установлено, что использование личностно значимого контекста для заданий на чтение и письмо способствует улучшению соответствующих навыков.

Заключение. В работе с учащимися начальной школы необходимо поощрять написание текстов- самоописаний, поскольку такая деятельность дает возможность учащимся не только совершенствовать свои навыки письма, но также развивать свой вкус и способности к письму, причем влияние опыта написания текстов-самоописаний на улучшение этих навыков весьма существенно.

Библиографические ссылки

Ada, A. F., Campoy, F. I., Zubizarreta, R. (2004) Authors in the classroom: A transformative education process. New York: Allyn and Bacon Publ., 272 р. (In English)

Armand, F., Combes, É., Boyadjiéva, G. et al. (2014) Écrire en langue seconde: les textes identitaires plurilingues [Writing in a second language: Plurilingual identity texts]. Québec Français, vol. 173, pp. 25–27. (In French)

Barré-De Miniac, C. (2000) Le rapport à l’écriture. Perspectives théoriques et didactiques [Relationship to writing. Theoretical and didactic perspectives.]. Villeneuve d’Ascq: Presses Universitaires du Septentrion Publ., 172 p. (In French)

Barré-De Miniac, C. (2002) Le rapport à l’écriture. Une notion à plusieurs dimensions [Relationship to writing. A concept with several dimensions]. Pratiques, vol. 113-114, pp. 29–40. https://doi.org/10.3406/PRATI.2002.1943 (In French)

Blaser, C., Lampron, R., Simard-Dupuis, E. (2015) Le rapport à l’écrit: un outil au service de la formation des futurs enseigants [The written report: A tool for the training of future teachers]. Lettrure, vol. 3, pp. 51–63. (In French)

Bucheton, D. (1997) Conduites d’écriture au collège et au lycée professionnel [Writing behaviors in college and vocational high school]. France: Académie de Versailles Publ., 380 p. (In French)

Chartrand, S-G. (2006) Un difficile rapport à l’écrit [A difficult report in writing]. Québec français, no. 140, pp. 82–84. (In French)

Chartrand, S.-G., Blaser, C. (2008) Du rapport à l’écriture au concept didactique de capacités langagières: apports et limites de la notion de rapport à l’écrit [From the relationship to writing to the didactic concept of language skills: contributions and limits of the notion of relationship to writing]. In: S.-G. Chartrand, C. Blaser (eds.). Le rapport à l’écrit: un outil pour enseigner de l’école à l’université [The written report: A tool for teaching from school to university]. Iss. 12. Namur: Presses universitaires de Namur Publ., pp. 107–127. (In French)

Cummins, J., Early, M. (2011) Identity texts, the collaborative creation of power in multilingual schools. London: A Trenham Book Publ.; Institute of Education Press, 186 p. (In English)

Eccles, J. Wigfield, A. (2002) Motivational beliefs, values, and goals. Annual Review of Psychology, vol. 53, pp. 109–132. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.53.100901.135153 (In English)

Hidi, S. (1990) Interest and its contribution as a mental ressource for learning. Review of Educationnal Research, vol. 60, no. 4, pp. 549–571. https://doi.org/10.3102/00346543060004549 (In English)

Mucchielli, R. (2006) L’analyse de contenu: des documents et des communications [Content analysis: Documents and communications]. Issy-les-Moulineaux: ESF Éditeur Publ., 223 p. (In French)

Perregaux, C. (2002) (Auto)biographies langagières en formation et àl’école: Pour une autre compréhension du rapport aux langues [Language (auto)biographies in training and at school: For another understanding of the relationship to languages]. Bulletin VALS-ASLA, vol. 76, pp. 81–94. (In French)

Rowsell, J. Pahl, K. (2007) Sedimented identities in texts: Instances of practice. Reading Research Quarterly, vol. 42, no. 3, pp. 388–404. http://dx.doi.org/10.1598/RRQ.42.3.3 (In English)

Viau, R. (1994) La motivation en contexte scolaire [Motivation in the school context]. Saint-Laurent: Éditions du Renouveau pédagogique Publ., 218 p. (In French)

Загрузки

Опубликован

30.12.2022

Выпуск

Раздел

Статьи