Педагогическое насилие, его причины и способы преодоления

Авторы

  • Елена Антоновна Ковалёва Комратский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-146-157

Ключевые слова:

синдром педагогического насилия, реакции на педагогическое насилие, личностные предпосылки нарушения в педагогическом взаимодействии, профессиональная направленность и самоотношение педагога, непродуктивные стратегии взаимодействия

Аннотация

Педагогическое насилие является фактом образовательной деятельности. Достижение образовательных результатов педагогами часто связано с пренебрежением к потребностям личности школьника, его унижением, принуждением, оскорблением. Педагогическое насилие как властное отношение учителя к ребенку сопровождается психологическим, эмоциональным насилием, агрессией со стороны педагога. Синдром педагогического насилия способствует возникновению отклонений в здоровье детей. Возникновение синдрома педагогического насилия связано с личностными особенностями педагога. Недостаточный уровень самосознания и неразвитая рефлексия учителя приводят к достижению им педагогических результатов через использование насилия в педагогическом процессе. Я-концепция педагога определяет его личностную установку (аттитюд), которая связана с проявлениями эмоций в деятельности и их регуляцией. Низкий уровень эмпатии влияет на коммуникации учителя в процессе деятельности. Педагогическое общение деформируется нервно-психической неустойчивостью педагога, его конфликтностью в отношениях с учащимися. Личностная тревожность вызывает конфликтные отношения в педагогической деятельности и приводит к защитным реакциям, сопровождающимся использованием насилия. Самоотношение влияет на профессиональную направленность и определяет стратегии и стили взаимодействия педагога с учащимися.

Повышение педагогической компетентности во взаимодействии с учащимися и преодоление фактов педагогического насилия в образовательном процессе связано с развитием личности педагога. Целенаправленная психолого-педагогическая помощь учителям в повышении их профессионализма способствует преодолению педагогического насилия в учебной деятельности. Программа по развитию личности учителя и его общения направлена на совершенствование рефлексивных умений, эмпатии, осознанности педагогической и личностной направленности, адекватное самоотношение. Особое значение имеет развитие умений эмоциональной саморегуляции, которые помогают педагогу преодолеть профессиональные деформации и проявления педагогического насилия в деятельности. В педагогическом общении необходимо обладать тактом, культурой взаимодействия и способами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Качество образовательных услуг на современном этапе должно реализовываться в соответствии с принципами гуманного отношения к личности ребенка, демократических форм отношений между субъектами образовательного процесса.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Баева, И. А. (2002) Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 271 с.

Баева, И. А., Волкова, Е. Н., Лактионова, Е. Б. (2009) Психологическая безопасность образовательной среды. М.: Экон-Информ, 248 с.

Баева, И. А., Рубцов, В. В. (2008) Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника. В кн.: Г. М. Коджаспирова (ред.). Безопасность образовательной среды. М.: Экон-Информ, с. 5–11.

Баева, И. А., Семикин, В. В. (2005) Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 5 (12), с. 7–19.

Барбэрошие, А., Гремалски, А., Жигэу, И. и др. (2009) Базовое образование в Республике Молдова с перспективы школы, дружественной ребенку. Кишинэу: б. и., 42 с.

Быковская, Е. Ф. (2006) Педагогическое насилие: теория и практика. Философия образования, № 1, с. 221–229.

Волкова, Е. Н. (ред.) (2011) Насилие и жестокое обращение с детьми. СПб.: ООО «Книжный Дом», 384 с.

Волкова, Е. Н. (2016) К вопросу о разработке методологии оценки распространенности насилия над детьми. Петербургская социология сегодня, № 7, с. 58–74.

Ганузин, В. М. (2011) Диагностика синдрома педагогического насилия. В кн.: Сборник материалов XV Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 14–17 февраля 2011 г.). М.: б. и., с. 173.

Ганузин, В. М. (2013) Синдром педагогического насилия как форма дидактогении. Медицинская психология в России, т. 5, № 5, статья 15. DOI: 10.24411/2219-8245-2013-15150

Долгова, В. И., Рокицкая, Ю. А., Сметанина Д. А. (2016) Психологическая безопасность образовательной среды как условие адаптации пятиклассников с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате. Научно-методический электронный журнал «Концепт», т. 44, c. 138–144.

Кобута, М. А. (2006) Насилие в семье. Это необходимо знать для его выявления и предотвращения. Ярославль: Городской научно-методический центр социальной политики, 52 с.

Ковалева, Е. А. (2016) Личностные предпосылки проявления насилия в педагогической деятельности. Psihologie. Pedagogie Specială. Asistenţa social, № 4 (45), с. 49–56.

Ковалева, Е. А., Сандуляк, С. А. (2018) Психологическая помощь педагогам по ненасильственному взаимодействию в образовательной среде. Кишинев: б. и., 334 с.

Кон, И. С. (2006) Что такое буллинг и как с ним бороться. Семья и школа, № 11, с. 15–18.

Петросянц, В. Р. (2011) Проблема буллинга в современной образовательной среде. Вестник Томского государственного педагогического университета, № 6 (108), с. 151–154.

Форвард, С. (2015) Вредные родители. СПб.: Питер, 336 с.

REFERENCES

Baeva, I. A. (2002) Psikhologicheskaya bezopasnost’ v obrazovanii [Psychological safety in education]. Saint Petersburg: Soyuz Publ., 271 p. (In Russian)

Baeva, I. A., Rubtsov, V. V. (2008) Psikhologicheskaya bezopasnost’ obrazovatel’noj sredy kak uslovie psikhosotsial’nogo blagopoluchiya shkol’nika [Psychological safety of the educational environment as a condition for the student’s psychosocial well-being]. In: G. M. Kodzhaspirova (ed.). Bezopasnost’ obrazovatel’noj sredy [Safety of educational environment]. Moscow: Econ-Inform Publ., pp. 5–11. (In Russian)

Baeva, I. A., Semikin, V. V. (2005) Bezopasnost’ obrazovatel’noj sredy, psikhologicheskaya kul’tura i psikhicheskoe zdorov’e shkol’nikov [The secyrity of educational environment, psychological culture, and psychological health of schoolchildren]. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 5 (12), pp. 7–19. (In Russian)

Baeva, I. A., Volkova, E. N., Laktionova, E. B. (2009) Psikhologicheskaya bezopasnost’ obrazovatel’noj sredy [Psychological security of the educational environment]. Moscow: Econ-Inform Publ., 248 p. (In Russian)

Barberoshie, A., Gremalski, A., Zhigeu, I. et al. (2009) Bazovoe obrazovanie v Respublike Moldova s perspektivyi shkolyi, druzhestvennoy rebenku [Basic education in the Republic of Moldova from the perspective of a childfriendly school]. Chișinău: s. n., 42 p. (In Russian)

Bykovskaya, E. F. (2006) Pedagogicheskoe nasilie: teoriya i praktika [Pedagogical violence: Theory and practice]. Filosofiya obrazovaniya —Philosophy of Education, no. 1, pp. 221–229. (In Russian)

Dolgova, V. I., Rokitskaya Yu. A., Smetanina D. A. (2016) Psikhologicheskaya bezopasnost’ obrazovatel’noj sredy kak uslovie adaptatsii pyatiklassnikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya v shkole-internate [Psychological safety of the educational environment as a condition for the adaptation of fifth-graders with disabilities in boarding school]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal “Kontsept”, vol. 44, pp. 138–144. (In Russian)

Forward, S. (2015) Toxic parents. Saint Petersburg: Piter Publ., 336 p. (In Russian)

Ganuzin, V. M. (2011) Diagnostika sindroma pedagogicheskogo nasiliya [Diagnosis of pedagogical violence syndrome]. In: Sbornik materialov XV Kongressa pediatrov Rossii s mezhdunarodnym uchastiem “Aktual’nye problemy pediatrii” [Proceedings of the ХV Congress of Russian Pediatricians with international participation “Actual problems of pediatrics” (Moscow, 14–17 February 2011)]. Moscow: s. n., p. 173. (In Russian)

Ganuzin, V. M. (2013) Sindrom pedagogicheskogo nasiliya kak forma didaktogenii [The syndrome of pedagogical violence as a form of dydactogenia]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii — Med. psihol. Ross., vol. 5, no. 5, article 15. DOI: 10.24411/2219-8245-2013-15150 (In Russian)

Kobuta, M. A. (2006) Nasilie v sem’e: eto neobkhodimo znat’ dlya ego vyyavleniya i predotvrascheniya [Violence in the family: It is necessary to know the ways to identify and prevent it]. Yaroslavl: Gorodskoj nauchnometodicheskij tsentr sotsial’noj politiki Publ., 54 p. (In Russian)

Kon, I. S. (2006) Chto takoe bulling i kak s nim borot’sya [What is bullying and how to deal with it]. Sem’ya i shkola, no. 11, pp. 13–15. (In Russian)

Kovaleva E. A. (2016) Lichnostnyie predposyilki proyavleniya nasiliya v pedagogicheskoy deyatelnosti [Personal triggers of the aggression manifestation in the educational activity]. Psihologie. Pedagogie Specială. Asistenţa social — Psychology, special pedagogy and social work, no. 4 (45), pp. 49–56. (In Russian)

Kovaleva, E. A., Sandulyak, S. A. (2018) Psikhologicheskaya pomoshch pedagogam po nenasil’stvennomu vzaimodeystviyu v obrazovatelnoy srede [Psychological assistance to teachers in non-violent interaction in the educational environment]. Chișinău: s. n., 334 p. (In Russian)

Petrosyants, V. R. (2011) Problema bullinga v sovremennoj obrazovatel’noj srede [Bullying in modern school environment]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 6 (108), pp. 151–154. (In Russian)

Volkova, E. N. (ed.) (2011) Nasilie i zhestokoe obrashchenie s det’mi [Violence and child abuse]. Saint Petersburg: OOO “Knizhnyj Dom” Publ., 384 p. (In Russian)

Volkova, E. N. (2016) K voprosu o razrabotke metodologii otsenki rasprostranennosti nasiliya nad det’mi [On the development of a methodology for estimating the prevalence of child abuse]. Peterburgskaya sotsiologiya segodnya — St. Petersburg Sociology Today, no. 7, pp. 58–74. (In Russian)

Опубликован

2019-08-14

Выпуск

Раздел

Статьи