Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации как объект междисциплинарных исследований: анализ социально-психологических факторов

Авторы

  • Владимир Иванович Назаров Ивановский государственный университет
  • Надежда Владимировна Моторина Ивановский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-474-480

Ключевые слова:

адаптация, дезадаптация, материнское отношение, детско-родительское взаимодействие, дошкольное образование, ранний возраст, рефлекcивность, эмоциональный интеллект, коммуникативный контроль, коммуникативная толерантность

Аннотация

Введение. В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к условиям реализации образовательной программы дошкольной организации (ДО). В этой связи увеличилось число исследований, посвященных поиску теоретических аспектов и практических показателей качества предоставляемых дошкольной организацией услуг. Целью исследования стало изучение процесса адаптации с последующим выявлением психологических факторов, затрудняющих протекание процесса адаптации к ДОО у детей раннего возраста. В фокусе исследовательского внимания находятся характеристики отношений детей, испытывающих трудности в адаптации к ДОУ, с педагогами и родителями.

Материалы и методы. Обследовано 100 матерей и 46 воспитателей. Диагностический комплект исследования включал:

  • Для воспитателей: опросник ЭмИн (Д. В. Люсин), ИТО (индивидуально- типологический тест) (Л. Н. Собчик), опросник «Коммуникативный контроль» (М. Шнайдер), опросник «Коммуникативная толерантность» (В. В. Бойко), мотивация одобрения (Д. Краун и Дж. Марлоу), диагностика уровня Уровень развития рефлексивности (А. В. Карпов).
  • Для родителей: опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е. И. Захарова), методика исследования детско-родительских отношений PARI (Е. С. Шефер, Р. К. Белл), тест-опросник анализа семейного воспитания (АВС) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В Юстицкис), опросник по определению типов родительских отношений ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин).

Результаты исследования. Описаны особенности отношений детей с трудностями в адаптации к ДОО с их матерями: гиперопека со стороны матери на фоне принятия ребенка и эмоциональной вовлеченности во взаимодействие с ним. Выделен комплекс первично-значимых качеств важных педагогам для продуктивности общения с воспитанниками ДОО: способности к рефлексии, повышение уровня эмоционального интеллекта, снижение уровня эмоциональной лабильности, тревожности. В ходе апробации показано, что комплекс позволяет оптимизировать эффективность взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста, и как следствие обеспечивает повышение качества дошкольного образования в целом.

Заключение. В ходе исследования сделан вывод, что адаптация детей раннего возраста представляет собой системный феномен с характерными признаками и проявлениями. Итогом исследования является теоретически обоснование и эмпирическое доказательство, что к основным психологическим факторам, негативно влияющим на особенности проявлений процесса адаптации в условиях ДОО у детей раннего возраста, относятся особенности отношения матерей к своим детям и специфика взаимодействия педагогического коллектива с детьми.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Авдеева, Н. В., Хаймовская, Н. А. (2003) Развитие образа себя и привязанности у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М.: Смысл, 152 с.

Боулби, Дж. (2003) Привязанность. М.: Гардарики, 477 с.

Бриш, К. Х. (2014) Терапия нарушений привязанности: от теории к практике. М.: Когито-Центр, 316 с.

Захарова, Е. И. (2002) Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия. Психолог в детском саду, № 1, с. 41–60.

Зобнина, Т. В., Моторина, Н. В. (2017) Проявление родительского отношения в особенностях эмоционального взаимодействия матерей и их детей раннего возраста. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, т. 23, № 1, с. 52–55.

Кузьмин, С. В. (ред.). (2019) Взаимосвязь личностных особенностей воспитателя с эффективностью взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста. Результаты регионального исследования. Аналитический отчет. Иваново, Институт развития образования Ивановской области, 22 с.

Моторина, Н. В. (2015) Исследование факторов, способствующих развитию тяжелой степени адаптации к условиям дошкольной образовательной организации у детей раннего возраста. Современные исследования социальных проблем, № 3 (47), с. 49–60. https://doi.org//10.12731/2218-7405-2015-3-6

Сидоркина, Т. Ю. (2013) Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 90 с.

REFERENCES

Avdeeva, N. V., Khajmovskaya, N. A. (2003) Razvitie obraza sebya i privyazannosti u detej ot rozhdeniya do trekh let v sem’e i dome rebenka [Development of self-image and attachment in children from birth to three years old in the family and the child’s home]. Moscow: Smysl Publ., 152 p. (In Russian)

Bowlby, J. A. (2003) Privyazannost’ [Attachment]. Moscow: Gardariki Publ., 477 p. (In Russian)

Brisch, K. H. (2014) Terapiya narushenij privyazannosti: ot teorii k praktike [Attachment disorder therapy: From theory to practice]. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 316 p. (In Russian)

Kuz’min, S. V. (ed.). (2019) Vzaimosvyaz’ lichnostnykh osobennostej vospitatelya s effektivnost’yu vzaimodejstviya pedagoga s det’mi doshkol’nogo vozrasta. Rezul’taty regional’nogo issledovaniya. Analiticheskij otchet [The relationship between the personality traits of the teacher and the effectiveness of the interaction of the teacher with preschool children. Results of the regional study. Analytical report]. Ivanovo: IROIO Publ., 22 p. (In Russian)

Motorina, N. V. (2015) Issledovanie faktorov, sposobstvuyushchikh razvitiyu tyazheloj stepeni adaptatsii k usloviyam doshkol’noj obrazovatel’noj organizatsii u detej rannego vozrasta [Research of factors provoking difficult adaptation to conditions of preschool educational insitutions for early age children]. Sovremennye Issledovaniya Sotsial’nykh Problem — Moder Research of Social Problems, no. 3 (47), pp. 49–60. https://doi.org//10.12731/2218-7405-2015-3-6 (In Russian)

Sidorkina, T. Yu. (2013) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptatsii chasto boleyushchikh detej k doshkol’nomu obrazovatel’nomu uchrezhdeniyu [Psychological and pedagogical support of adaptation of frequently ill children to a preschool educational institution]. Krasnoyarsk: KSPU named after V. P. Astafyev Publ., 90 p. (In Russian)

Zakharova, E. I. (2002) Emotsional’naya storona detsko-roditel’skogo vzaimodejstviya [The emotional side of parent-child interaction]. Psikholog v detskom sadu, no. 1, pp. 41–60. (In Russian)

Zobnina, T. V., Motorina, N. V. (2017) Proyavlenie roditel’skogo otnosheniya v osobennostyakh emotsional’nogo vzaimodejstviya materej i ikh detej rannego vozrasta [Manifestation of parental attitude in the peculiarities of the emotional interaction of mothers and their young children]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika — Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, vol. 23, no. 1, pp. 52–55. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.01.2022

Выпуск

Раздел

Статьи