Особенности Я-концепции и образа героя у современной молодежи

Авторы

  • Алексей Олегович Шарапов Белгородский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0001-9742-7884
  • Алена Ивановна Соколова Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-401-415

Ключевые слова:

самосознание личности, Я-концепция, образ героя, «реальное Я», «идеальное Я», идентификация, старшие школьники

Аннотация

Введение. В данной статье сделана попытка описания образа героя в представлениях современной молодежи. Разрабатывалась проблема: какова структура и особенности связи образа героя с образами «Я-реальное», «Я-идеальное» у старших школьников? Цель исследования — изучение образа героя в структуре Я-концепции старших школьников.

Материалы и методы. Исследование проведено на выборке учащихся 10–11 классов городских школ Белгородской области в количестве 176 человек. В исследовании была использована разновидность квазиэкспериментального плана — структурное корреляционное исследование. В первой части исследования испытуемые писали эссе, состоящее из двух вопросов: «Кого сегодня можно назвать героем и почему?» и «Кто такой обычный современный человек и почему его можно назвать таким?». Анализ сочинений позволил выявить степень сформированности и структуру образа героя. Во второй части испытуемые проходили тесты «Кто Я?» и «Кто Герой?» (модификации теста двадцати ответов М. Куна и Т. Макпартленда). Ответы обрабатывались методом контент-анализа. В третьей части испытуемые заполняли опросники Дж. М. Чика и Л. Р. Тропп (The Aspects of Identity Questionnaire — AIQ-IV) для реального Я и его модификаций для идеального Я и для образа героя. Данные опросников обрабатывались при помощи программы SPSS Statistics 17.0.

Заключение. В структуре образа героя отсутствует категория «трансцедентального Я», он находится на виду у общества. По мнению современной молодежи, герой — это активно действующая фигура. «Готовность жертвовать чем-то ради других» — ведущее качество в образе героя. Герой не имеет отношения к труду. Труд — это удел обычного современного человека. Образ героя чаще находится вне времени или в прошлом, и почти не привязан к контексту современности. В качестве примеров героических личностей современная молодежь выбирает реальных людей. Образы героев не входят в представления молодежи об идеале и не играют существенной роли в процессах идентификации. Современная молодежь хочет спокойной, ровной, ничем не выделяющейся жизни, которая не предполагает стремления к высоким идеалам и обременительному героизму.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Андреева, Г. М. (2005) Психология социального познания. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 301 с.

Андреева, Г. М. (2008) Социальная психология. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 375 с.

Апресян, Ю. Д. (ред.). (2000) Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Вып. 2. М.: Языки русской культуры, 487 с.

Апресян, Ю. Д. (ред.). (2004) Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Языки славянской культуры; Вена: Wiener slavistische almanach Publ., 1417 с.

Белинская, Е. П., Тихомандрицкая, О. А. (2001) Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 301 с.

Бернс, Р. (1986) Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 420 с.

Болотова, А. К. (2006) Развитие самосознания личности: временной аспект. Вопросы психологии, № 2, с. 116–125.

Васильева, В. Н. (2002) Социально-экологический идеал как способ регуляции социоприродной среды. СПб.: Наука, 294 с.

Выжлецов, Г. П. (1996) Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 148 с.

Голицына, Н. В. (2005) Социальная обусловленность функций культурного и харизматического героя. Диссертация на соискание степени кандидата культурологии. М., МГУКИ, 183 с.

Коростылева, Л. А. (2000) Особенности стратегий самореализации и стили человека. В кн.: Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылева (ред.). Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПбГУ, с. 47–61.

Кричевский, Р. Л., Дубовская, Е. М. (2001) Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 318 с.

Лошманова, М. А. (2006) Концепт героя в историко-философском процессе: классический и неклассический дискурсы. Диссертация на соискание степени кандидата философских наук. Саратов, СГТУ, 160 с.

Максименко, Ж. А. (2008) Особенности структурных компонентов Я-концепции коммуникативно успешной личности. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. М., Институт психологии РАН, 223 с.

Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. (1997) Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 944 с.

Петровский, А. В. (1991) Трехфакторная модель значимого другого. Вопросы психологии, № 1, с. 7–18.

Солдатова, Е. Л. (2006) Эго-идентичность в нормативных кризисах развития. Вопросы психологии, № 5, с. 74–85.

Столяров, В. В. (2007) Социальная идентификация личности в условиях стабильного и нестабильного обществ. Волгоград: Политехник, 139 с.

Чернобровкина, С. В. (2013) Образ героя современных подростков. Вестник Омского университета. Серия «Психология», № 2, с. 23–32.

Штомпка, П. (1996) Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 416 с.

Юнг, К. Г., фон Франц, М.-Л., Хендерсон, Дж. Л. И др. (2006) Человек и его Символы. М.: Медков С.Б., «Серебряные нити», 352 с.

REFERENCES

Andreeva, G. M. (2005) Psikhologiya sotsial’nogo poznaniya [Psychology of social cognition]. 3rd ed., rev. and exp. Moscow: Aspekt Press Publ., 301 p. (In Russian)

Andreeva, G. M. (2008) Sotsial’naya psikhologiya [Social psychology]. 5th ed., rev. and exp. Moscow: Aspekt Press Publ., 375 p. (In Russian)

Apresyan, Yu. D. (2000) Novyj ob’yasnitel’nyj slovar’ sinonimov russkogo yazyka [New about explanatory dictionary of synonyms of the Russian]. Iss. 2. Moscow: Yazyki russkoj kul’tury Publ., 487 p. (In Russian)

Apresyan, Yu. D. (2004) Novyj ob’yasnitel’nyj slovar’ sinonimov russkogo yazyka [New about explanatory dictionary of synonyms of the Russian]. 2nd ed., rev. and exp. Moscow: Yazyki slavyanskoj kul’tury Publ.; Vena: Wiener slavistische almanac Publ., 1417 p. (In Russian)

Belinskaya, E. P., Tikhomandritskaya, O. A. (2001) Sotsial’naya psikhologiya lichnosti [Social psychology of personality]. Moscow: Aspekt Press Publ., 301 p. (In Russian)

Bolotova, A. K. (2006) Razvitie samosoznaniya lichnosti: vremennoj aspect [Development of self-awareness: The temporal aspect]. Voprosy psychologii, no. 2, pp. 116–125. (In Russian)

Burns, R. B. (1986) Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie [Self-concept development and education]. Moscow: Progress Publ., 420 p. (In Russian)

Golitsyna, N. V. (2005) Sotsial’naya obuslovlennost’ funktsij kul’turnogo i kharizmaticheskogo geroya [Social conditioning of the functions of a cultural and charismatic hero]. PhD dissertation (Culturology). Moscow, Moscow State Institute of Culture, 183 p. (In Russian)

Chernobrovkina, S. V. (2013) Obraz geroya sovremennykh podrostkov [The image of the hero of modern teenagers]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya “Psikhologiya” — Herald of Omsk University. Series “Psychology”, no. 2, pp. 23–32. (In Russian).

Jung, C. G., von Franz, M.-L., Henderson, J. L. (2006) Chelovek i ego Simvoly [Man and his Symbols]. Moscow: Medkov S. B. Publ.; “Serebryanye niti” Publ., 352 p. (In Russian)

Korostyleva, L. A. (2000) Osobennosti strategij samorealizatsii i stili cheloveka [Features of self-realization strategies and human styles]. In: E. F. Rybalko, L. A. Korostyleva (eds.). Psikhologicheskie problemy samorealizatsii lichnosti [Psychological problems of personality self-realization]. Saint Petersburg: Sate Petersburg State University Publ., pp. 47–61. (In Russian)

Krichevskij, R. L., Dubovskaya, E. M. (2001) Sotsial’naya psikhologiya maloj gruppy [Small group social psychology]. Moscow: Aspekt Press Publ., 318 p. (In Russian)

Loshmanova, M. A. (2006) Kontsept geroya v istoriko-filosofskom protsesse: klassicheskij i neklassicheskij diskursy [The concept of a hero in the historical and philosophical process: Classical and non-classical discourses]. PhD dissertation (Philosophy). Saratov, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 160 p. (In Russian)

Maksimenko, Zh. A. (2008) Osobennosti strukturnykh komponentov Ya-kontseptsii kommunikativno uspeshnoj lichnosti [Features of the structural components of the self-concept of a communicative successful personality]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, 223 p. (In Russian)

Ozhegov, S. I., Shvedova, N. Yu. (1997) Tolkovyj slovar’ russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazhenij [Explanatory dictionary of the Russian language: 80 000 words and phraseological expressions]. 4th ed., exp. Moscow: Azbukovnik Publ., 944 p. (In Russian)

Petrovskij, A. V. (1991) Trekhfaktornaya model’ znachimogo drugogo [Three-factor model of the significant other]. Voprosy psychologii, no. 1, pp. 7–18. (In Russian)

Sztompka, P. (1996) Sotsiologiya sotsial’nykh izmenenij [The sociology of social change]. Moscow: Aspekt Press Publ., 416 p. (In Russian)

Soldatova, E. L. (2006) Ego-identichnost’ v normativnykh krizisakh razvitiya [Ego-identity in normal developmental crises]. Voprosy psychologii, no. 5, pp. 74–85. (In Russian)

Stolyarov, V. V. (2007) Sotsial’naya identifikatsiya lichnosti v usloviyakh stabil’nogo i nestabil’nogo obshchestv [Social identification of a person in a stable and unstable society]. Volgograd: Politekhnik Publ., 139 p. (In Russian)

Vasil’eva, V. N. (2002) Sotsial’no-ekologicheskij ideal kak sposob regulyatsii sotsioprirodnoj sredy [Socio-ecological ideal as a way of regulating the socio-natural environment]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 294 p. (In Russian)

Vyzhletsov, G. P. (1996) Aksiologiya kul’tury [Axiology of culture]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., 148 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.01.2022

Выпуск

Раздел

Статьи