Особенности Я-концепции и образа героя у современной молодежи
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-401-415Ключевые слова:
самосознание личности, Я-концепция, образ героя, «реальное Я», «идеальное Я», идентификация, старшие школьникиАннотация
Введение. В данной статье сделана попытка описания образа героя в представлениях современной молодежи. Разрабатывалась проблема: какова структура и особенности связи образа героя с образами «Я-реальное», «Я-идеальное» у старших школьников? Цель исследования — изучение образа героя в структуре Я-концепции старших школьников.
Материалы и методы. Исследование проведено на выборке учащихся 10–11 классов городских школ Белгородской области в количестве 176 человек. В исследовании была использована разновидность квазиэкспериментального плана — структурное корреляционное исследование. В первой части исследования испытуемые писали эссе, состоящее из двух вопросов: «Кого сегодня можно назвать героем и почему?» и «Кто такой обычный современный человек и почему его можно назвать таким?». Анализ сочинений позволил выявить степень сформированности и структуру образа героя. Во второй части испытуемые проходили тесты «Кто Я?» и «Кто Герой?» (модификации теста двадцати ответов М. Куна и Т. Макпартленда). Ответы обрабатывались методом контент-анализа. В третьей части испытуемые заполняли опросники Дж. М. Чика и Л. Р. Тропп (The Aspects of Identity Questionnaire — AIQ-IV) для реального Я и его модификаций для идеального Я и для образа героя. Данные опросников обрабатывались при помощи программы SPSS Statistics 17.0.
Заключение. В структуре образа героя отсутствует категория «трансцедентального Я», он находится на виду у общества. По мнению современной молодежи, герой — это активно действующая фигура. «Готовность жертвовать чем-то ради других» — ведущее качество в образе героя. Герой не имеет отношения к труду. Труд — это удел обычного современного человека. Образ героя чаще находится вне времени или в прошлом, и почти не привязан к контексту современности. В качестве примеров героических личностей современная молодежь выбирает реальных людей. Образы героев не входят в представления молодежи об идеале и не играют существенной роли в процессах идентификации. Современная молодежь хочет спокойной, ровной, ничем не выделяющейся жизни, которая не предполагает стремления к высоким идеалам и обременительному героизму.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Андреева, Г. М. (2005) Психология социального познания. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 301 с.
Андреева, Г. М. (2008) Социальная психология. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 375 с.
Апресян, Ю. Д. (ред.). (2000) Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Вып. 2. М.: Языки русской культуры, 487 с.
Апресян, Ю. Д. (ред.). (2004) Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Языки славянской культуры; Вена: Wiener slavistische almanach Publ., 1417 с.
Белинская, Е. П., Тихомандрицкая, О. А. (2001) Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 301 с.
Бернс, Р. (1986) Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 420 с.
Болотова, А. К. (2006) Развитие самосознания личности: временной аспект. Вопросы психологии, № 2, с. 116–125.
Васильева, В. Н. (2002) Социально-экологический идеал как способ регуляции социоприродной среды. СПб.: Наука, 294 с.
Выжлецов, Г. П. (1996) Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 148 с.
Голицына, Н. В. (2005) Социальная обусловленность функций культурного и харизматического героя. Диссертация на соискание степени кандидата культурологии. М., МГУКИ, 183 с.
Коростылева, Л. А. (2000) Особенности стратегий самореализации и стили человека. В кн.: Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылева (ред.). Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПбГУ, с. 47–61.
Кричевский, Р. Л., Дубовская, Е. М. (2001) Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 318 с.
Лошманова, М. А. (2006) Концепт героя в историко-философском процессе: классический и неклассический дискурсы. Диссертация на соискание степени кандидата философских наук. Саратов, СГТУ, 160 с.
Максименко, Ж. А. (2008) Особенности структурных компонентов Я-концепции коммуникативно успешной личности. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. М., Институт психологии РАН, 223 с.
Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. (1997) Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 944 с.
Петровский, А. В. (1991) Трехфакторная модель значимого другого. Вопросы психологии, № 1, с. 7–18.
Солдатова, Е. Л. (2006) Эго-идентичность в нормативных кризисах развития. Вопросы психологии, № 5, с. 74–85.
Столяров, В. В. (2007) Социальная идентификация личности в условиях стабильного и нестабильного обществ. Волгоград: Политехник, 139 с.
Чернобровкина, С. В. (2013) Образ героя современных подростков. Вестник Омского университета. Серия «Психология», № 2, с. 23–32.
Штомпка, П. (1996) Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 416 с.
Юнг, К. Г., фон Франц, М.-Л., Хендерсон, Дж. Л. И др. (2006) Человек и его Символы. М.: Медков С.Б., «Серебряные нити», 352 с.
REFERENCES
Andreeva, G. M. (2005) Psikhologiya sotsial’nogo poznaniya [Psychology of social cognition]. 3rd ed., rev. and exp. Moscow: Aspekt Press Publ., 301 p. (In Russian)
Andreeva, G. M. (2008) Sotsial’naya psikhologiya [Social psychology]. 5th ed., rev. and exp. Moscow: Aspekt Press Publ., 375 p. (In Russian)
Apresyan, Yu. D. (2000) Novyj ob’yasnitel’nyj slovar’ sinonimov russkogo yazyka [New about explanatory dictionary of synonyms of the Russian]. Iss. 2. Moscow: Yazyki russkoj kul’tury Publ., 487 p. (In Russian)
Apresyan, Yu. D. (2004) Novyj ob’yasnitel’nyj slovar’ sinonimov russkogo yazyka [New about explanatory dictionary of synonyms of the Russian]. 2nd ed., rev. and exp. Moscow: Yazyki slavyanskoj kul’tury Publ.; Vena: Wiener slavistische almanac Publ., 1417 p. (In Russian)
Belinskaya, E. P., Tikhomandritskaya, O. A. (2001) Sotsial’naya psikhologiya lichnosti [Social psychology of personality]. Moscow: Aspekt Press Publ., 301 p. (In Russian)
Bolotova, A. K. (2006) Razvitie samosoznaniya lichnosti: vremennoj aspect [Development of self-awareness: The temporal aspect]. Voprosy psychologii, no. 2, pp. 116–125. (In Russian)
Burns, R. B. (1986) Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie [Self-concept development and education]. Moscow: Progress Publ., 420 p. (In Russian)
Golitsyna, N. V. (2005) Sotsial’naya obuslovlennost’ funktsij kul’turnogo i kharizmaticheskogo geroya [Social conditioning of the functions of a cultural and charismatic hero]. PhD dissertation (Culturology). Moscow, Moscow State Institute of Culture, 183 p. (In Russian)
Chernobrovkina, S. V. (2013) Obraz geroya sovremennykh podrostkov [The image of the hero of modern teenagers]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya “Psikhologiya” — Herald of Omsk University. Series “Psychology”, no. 2, pp. 23–32. (In Russian).
Jung, C. G., von Franz, M.-L., Henderson, J. L. (2006) Chelovek i ego Simvoly [Man and his Symbols]. Moscow: Medkov S. B. Publ.; “Serebryanye niti” Publ., 352 p. (In Russian)
Korostyleva, L. A. (2000) Osobennosti strategij samorealizatsii i stili cheloveka [Features of self-realization strategies and human styles]. In: E. F. Rybalko, L. A. Korostyleva (eds.). Psikhologicheskie problemy samorealizatsii lichnosti [Psychological problems of personality self-realization]. Saint Petersburg: Sate Petersburg State University Publ., pp. 47–61. (In Russian)
Krichevskij, R. L., Dubovskaya, E. M. (2001) Sotsial’naya psikhologiya maloj gruppy [Small group social psychology]. Moscow: Aspekt Press Publ., 318 p. (In Russian)
Loshmanova, M. A. (2006) Kontsept geroya v istoriko-filosofskom protsesse: klassicheskij i neklassicheskij diskursy [The concept of a hero in the historical and philosophical process: Classical and non-classical discourses]. PhD dissertation (Philosophy). Saratov, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 160 p. (In Russian)
Maksimenko, Zh. A. (2008) Osobennosti strukturnykh komponentov Ya-kontseptsii kommunikativno uspeshnoj lichnosti [Features of the structural components of the self-concept of a communicative successful personality]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, 223 p. (In Russian)
Ozhegov, S. I., Shvedova, N. Yu. (1997) Tolkovyj slovar’ russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazhenij [Explanatory dictionary of the Russian language: 80 000 words and phraseological expressions]. 4th ed., exp. Moscow: Azbukovnik Publ., 944 p. (In Russian)
Petrovskij, A. V. (1991) Trekhfaktornaya model’ znachimogo drugogo [Three-factor model of the significant other]. Voprosy psychologii, no. 1, pp. 7–18. (In Russian)
Sztompka, P. (1996) Sotsiologiya sotsial’nykh izmenenij [The sociology of social change]. Moscow: Aspekt Press Publ., 416 p. (In Russian)
Soldatova, E. L. (2006) Ego-identichnost’ v normativnykh krizisakh razvitiya [Ego-identity in normal developmental crises]. Voprosy psychologii, no. 5, pp. 74–85. (In Russian)
Stolyarov, V. V. (2007) Sotsial’naya identifikatsiya lichnosti v usloviyakh stabil’nogo i nestabil’nogo obshchestv [Social identification of a person in a stable and unstable society]. Volgograd: Politekhnik Publ., 139 p. (In Russian)
Vasil’eva, V. N. (2002) Sotsial’no-ekologicheskij ideal kak sposob regulyatsii sotsioprirodnoj sredy [Socio-ecological ideal as a way of regulating the socio-natural environment]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 294 p. (In Russian)
Vyzhletsov, G. P. (1996) Aksiologiya kul’tury [Axiology of culture]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., 148 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Алексей Олегович Шарапов, Алена Ивановна Соколова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.