Социально-психологический тренинг как метод формирования ассертивного поведения у подростков
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-1-91-96Ключевые слова:
ассертивное поведение, подростковый возраст, психологический тренинг, самооценка, тревожность, акцентуация характера, Я-концепцияАннотация
В статье рассматривается возможность использования психологического тренинга как метода развития ассертивности у подростков. Теоретической основой настоящего исследования стали идеи Л. С. Выготского, Т. В. Драгуновой и Д. Б. Эльконина. Основной феномен, который изучается в эмпирической части работы, — влияние социально-психологического тренинга на практические навыки уверенного поведения подростка, способности открыто и прямо говорить о своих целях, добиваться их воплощения и при этом сохранять с окружающими партнерские отношения, собственное здоровье и силы.
Для проверки гипотезы в исследовании до и после проведения социально-психологического тренинга были использованы следующие психодиагностические методики: «Исследование уровня самооценки личности», «Лестница» Дембо — Рубинштейн, «Исследование уровня тревожности» Спилбергера.
Исследование проводилось в 2018 г. в школе г. Гатчина. В исследовании приняли участие 17 школьников 11-го класса (десять девочек и семь мальчиков). Возраст всех детей — 16 лет. Тестирование и тренинг проходили в ноябре — декабре 2018 г.
Основные результаты
Исследование показало, что социально-психологический тренинг может использоваться в качестве метода формирования адекватной самооценки у подростков.
Об эффективности проводимого социально-педагогического тренинга для коррекции самооценки подростков позволяют судить выявленные значимые различия между показателями самооценки и эмоциональной сферы в исследуемой группе до и после проведения тренинга. Так, ребята стали оценивать себя более привлекательными, общительными, менее конфликтными, признают себя хорошими друзьями; они стали менее агрессивными и тревожными, их самооценка изменилась в отношении адекватности, они стали более спокойными, уравновешенными, т. е. ассертивными.
Абсолютное большинство испытуемых после проведения тренинга находятся в пределах низкой ситуативной тревожности. Можно предположить, что они теперь спокойнее реагируют на личностные проблемы.
Высокая неуравновешенность позволяет предполагать, что подростки (до проведения тренинга) отличались бо́льшим слабоволием, тягой к новым ощущениям и стремлениям к праздности и развлечениям.
Результаты беседы с подростками после тренинга свидетельствуют, что подростки достаточно зрело понимают такие понятия, как «конфликтный», «уравновешенный», «вспыльчивый», «хороший друг», «общительный». Однако понятие «привлекательный» понимается ими достаточно узко: лишь как внешняя «красота» человека.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Бернс, Р. (1986) Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 420 с.
Божович, Л.И. (1995) Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 464 с.
Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. (2008) Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 654 с.
Выготский, Л.С. (1931) Педология подростка. Т. 3. М.: Изд-во ЦИПККНО, 172 с.
Кондратьев, М.Ю. (2013) Подросток в замкнутом круге общения. М.: МОДЭК, 336 c.
Короткова, В.О. (2017) Развитие ассертивности как форма ранней профилактики девиантного поведения у подростков. В кн.: В.О. Короткова (ред.), Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей победителей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 апреля 2017. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), с. 234–236.
Макаров, Ю.В. (2013) Психологический тренинг как технология. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 155, с. 61–66.
Можгинский, Ю.Б. (2013) Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм. М.: Лань, 128 c.
Трошихина, Е.Г. (ред.) (2015) Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. М.: Речь, 224 c.
Шейнов, В.П. (2015) Развитие ассертивности у детей. Развитие личности, № 4, с. 113–124.
Эльконин, Д.Б. (2008) Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. В кн.: Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова (ред.), Психологические теории подросткового возраста: хрестоматия. М.: АНО ПЭБ, с. 342–348.
Makarov, Yu.V., Gorokhov, A.Yu. (2014) Social and psychological factors of successful cooperation of human and training technologies. In: Science, Technology and Higher Education materials of the VI International research and practice conference, Westwood, Canada, November 12–13, 2014. Westwood: Accent Graphics communications, pp. 352–354.
REFERENCES
Bozhovich, L.I. (1995) Problemy formirovaniya lichnosti [Problems of personality formation]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 464 p. (In Russian)
Burlachuk, L.F., Morozov, S.M. (2008) Slovar’-spravochnik po psikhodiagnostike [Handbook of Psychodiagnostics]. Saint Petersburg: Piter Publ., 654 p. (In Russian)
Burns, R.B. (1986) Razvitie YA-konceptsii i vospitanie [Self-concept development and education]. Moscow: Progress Publ., 420 p. (In Russian)
Elkonin, D.B. (2008) Vozrastnye i individual’nye osobennosti mladshikh podrostkov (zaklyuchenie) [Age and individual characteristics of younger adolescents (conclusion)]. In: D.B. Elkonin, T.V. Dragunov (eds.), Psikhologicheskie teorii podrostkovogo vozrasta: khrestomatiya [Psychological theories of adolescence: anthology]. Moscow: ANO PEB Publ., pp. 342–348. (In Russian)
Kondrat’ev, M.Yu. (2013) Podrostok v zamknutom kruge obshcheniya [Teenager in a closed circle of communication]. Moscow: MODEK Publ., 336 p. (In Russian)
Korotkova, V.O. (2017) Razvitie assertivnosti kak forma rannej profilaktiki deviantnogo povedeniya u podrostkov [Assertiveness development as a form of early prevention of deviant behavior in adolescents] In: V.O. Korotkova (ed.), Innovatsionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii sbornik statej pobeditelej III Mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferentsii, Penza, 10 aprelya 2017 [Innovative technologies in science and education collection of articles of the winners of the III International Scientific and Practical Conference, Penza, April 10, 2017]. Penza: MTsNS “Nauka i Prosveshchenie” (IP Gulyaev G.Yu.) Publ., pp. 234–236. (In Russian)
Makarov, Yu.V. (2013) Psikhologicheskij trening kak tekhnologiya [Psychological training as a technology]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, no. 155, pp. 61–66. (In Russian)
Makarov, Yu.V., Gorokhov, A.Yu. (2014) Social and psychological factors of successful cooperation of human and training technologies. In: Science, Technology and Higher Education materials of the VI International research and practice conference, Westwood, Canada, November 12–13, 2014. Westwood: Accent Graphics communications, pp. 352–354. (In English)
Mozhginskij, Yu.B. (2013) Agressiya podrostkov. Emotsional’nyj i krizisnyj mekhanizm [Aggression adolescents. Emotional and crisis mechanism]. Moscow: Lan’ Publ., 128 p. (In Russian)
Shejnov, V.P. (2015) Razvitie assertivnosti u detej [The development of assertiveness in children]. Razvitie lichnosti — Personal development, no. 4, pp. 113–124. (In Russian)
Troshihina, E.G. (ed.) (2015) Trening razvitiya zhiznennykh tselej. Programma psikhologicheskogo sodejstviya sotsial’noj adaptatsii [Training development of life goals. The program of psychological assistance to social adaptation]. Moscow: Rech’ Publ., 224 p. (In Russian)
Vygotsky, L.S. (1931). Pedologiya podrostka [Pedology of a teenager]. Vol. 3. Moscow: TSIPKKNO Publ., 172 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2019 Алексей Юрьевич Горохов, Юрий Васильевич Макаров
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.