Программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта как основы формирования «мягких» навыков в процессе профессионального самоопределения подростков
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-311-320Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, подростковый возраст, «мягкие» навыки, эмоциональный интеллект, психолого-педагогическое сопровождениеАннотация
В статье описываются результаты научно-практического исследования по изучению проблематики профессионального самоопределения в современном обществе, разработке и апробации программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в подростковом возрасте, направленной на повышение уровня эмоционального интеллекта и формирование «мягких» навыков. Для того чтобы обладать конкурентным преимуществом на рынке труда, молодому современному специалисту необходимо постоянно развивать новые компетенции, такие как креативность, критическое мышление, формирование собственных суждений, а также принятие решений на их основе, когнитивная гибкость и эмоциональный интеллект. Вместе с тем быстрое развитие технологий значительно снижает количество и качество коммуникаций у подростков. Это негативно влияет на эмоциональный интеллект, в частности на чувствование и понимание эмоций и поведения других людей. Эмпирическое исследование уровня развития эмоционального интеллекта и готовности к выбору профессии проводилось на базе школы № 107 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 56 человек, возраст респондентов 16–17 лет. Авторами предложены практические упражнения, консультации в форме индивидуальной коуч-сессии, позволяющие определить и закрепить цель идею подростка в игровой форме, подкрепить выбор положительными эмоциями, таким образом превращая ее в самостоятельный мотив (цель приобретает статус мотива), и другие формы работы. При проведении сравнительного анализа данных диагностики экспериментальной и контрольной групп до и после реализации программы в экспериментальной группе выявлены значимые различия по таким шкалам методики «Готовность к выбору профессии», как «информированность» при уровне значимости p ≤ 0,01, «планирование» при уровне значимости p ≤ 0,05 и «эмоциональное отношение» при уровне значимости p ≤ 0,001. Из этого следует, что после проведения программы произошли изменения: учащиеся стали осведомленнее о мире профессий и научились соотносить информацию со своими особенностями, учитывать все факторы настоящей ситуации и перспективы, стали принимать решения более обдуманно, предусмотрительно, проявлять решительность, оценивать риски в выборе профессии. Тем самым подтвердилась гипотеза нашего исследования: психолого-педагогическая программа развития эмоционального интеллекта у подростков действительно является эффективным инструментом, способствующим формированию готовности к выбору профессии и развития «мягких» навыков в процессе сопровождения профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Андреева, И. Н. (2008) О становлении понятия «эмоциональный интеллект». Вопросы психологии, № 5, с. 83–95.
Всемирный экономический форум 2016. (2016) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikinews.org/wiki/ Всемирный_экономический_форум_2016 (дата обращения 15.01.2020).
Дружинин, В. Н. (2000) Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 320 с.
Зеер, Э. Ф. (2008) Психология профессий. М.: Академический проект, 329 с.
Искусственный интеллект. Технологии, меняющие мир. [Электронный ресурс]. URL: http://kaspersky.vedomosti. ru/tehnologii/intellekt (дата обращения 02.02.2020).
Ищенко, И. (2018) Пять факторов, влияющих на профессиональное развитие поколения Z. Rusbase. [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/opinion/razvitie-pokoleniya-z/ (дата обращения 02.01.2020).
Климов, Е. А. (1996) Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 512 с.
Кон, И. С. (1980) Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 192 с.
Ожиганова, Е. М. (2015) Теория поколений Нейла Хоува и Уильяма Штрауса. Возможности практического применения. Бизнес-образование в экономике знаний, № 1 (1), с. 94–97.
Уварова, Л. Р. (2019) Самоопределение и профессиональная подготовка детей поколения Z в учреждениях дополнительного образования. В кн.: А. Г. Самохвалова (ред.). Формирование успешности ребенка — целевая функция дополнительного образования. Кострома: Костромской государственный университет, с. 157–161.
Худолей, Н. А., Горькая, Ж. В. (2017) Взаимосвязь элементов эмоционального интеллекта с коммуникативными навыками. Universum: Психология и образование: электронный научный журнал, № 8 (38). [Электронный ресурс]. URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5012 (дата обращения 12.01.2020).
Худяков, А. И. (2008) Экспериментальная психология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 320 с.
Mayer, J. D., Salovey, P. (1997) What is emotional intelligence? In: P. Salovey, D. Sluyter (eds.). Emotional development and emotional intelligence: Educational implications. New York: Perseus Books Group Publ., pp. 3–31.
Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R. (2000) Models of emotional intelligence. In: R. Stenberg (ed.). Handbook of intelligence. New York: Cambridge University Press, pp. 396–420.
REFERENCES
Andreeva, I. N. (2008) O stanovlenii ponyatiya “emotsional’nyj intellekt” [On the development of the notion “emotional intelligence”]. Voprosy Psichologii, no. 5, pp. 83–95. (In Russian)
Druzhinin, V. N. (2000) Eksperimental’naya psikhologiya [Experimental psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 320 p. (In Russian)
Ishchenko, I. (2018) Pyat’ faktorov, vliyayushchikh na professional’noe razvitie pokoleniya Z [Five factors that influence the professional development of generation Z]. Rusbase. [Online]. Available at: https://rb.ru/opinion/ razvitie-pokoleniya-z/ (accessed 02.01.2020). (In Russian)
Iskusstvennyj intellekt [Artificial intelligence]. Tekhnologii, menyayushchie mir [Technologies that change the world]. [Online]. Available at: http://kaspersky.vedomosti.ru/tehnologii/intellekt (accessed 02.02.2020). (In Russian)
Khudolej, N. A., Gor’kaya, Zh. V. (2017) Vzaimosvyaz’ elementov emotsional’nogo intellekta s kommunikativnymi navykami [Interrelation of elements of emotional intelligence with communicative skills]. Universum: Psikhologiya i obrazovanie — Universum: Psychology and Education, no. 8 (38). [Online]. Available at: http://7universum. com/ru/psy/archive/item/5012 (accessed 12.01.2020). (In Russian)
Khudyakov, A. I. (2008) Eksperimental’naya psikhologiya v skhemakh i kommentariyakh [Experimental psychology in schemes and comments]. Saint Petersburg: Piter Publ., 320 p. (In Russian)
Klimov, Е. A. (1996) Psikhologiya professional’nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 512 p. (In Russian)
Kon, I. S. (1980) Psikhologiya starsheklassnika [Psychology of high school student]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 192 p. (In Russian)
Mayer, J. D., Salovey, P. (1997) What is emotional intelligence? In: P. Salovey, D. Sluyter (eds.). Emotional development and emotional intelligence: Educational implications. New York: Perseus Books Group Publ., pp. 3–31. (In English)
Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R. (2000) Models of emotional intelligence. In: R. Stenberg (ed.). Handbook of intelligence. New York: Cambridge University Press, pp. 396–420. (In English)
Ozhiganova, E. M. (2015) Teoriya pokolenij Nejla Houva i Uil’yama Shtrausa. Vozmozhnosti prakticheskogo primeneniya [Straus Howe generational theory. Opportunities of practical application]. Biznes-obrazovanie v ekonomike znanij, no. 1 (1), pp. 94–97. (In Russian)
Uvarova, L. R. (2019) Samoopredelenie i professional’naya podgotovka detej pokoleniya Z v uchrezhdeniyakh dopolnitel’nogo obrazovaniya [Self-determination and professional training of children of generation Z in institutions of additional education]. In: A. G. Samokhvalova (ed.). Formirovanie uspeshnosti rebenka — tselevaya funktsiya dopolnitel’nogo obrazovaniya [Formation of a child’s success is a target function of additional education]. Kostroma: Kostroma State University Publ., pp. 157–161. (In Russian)
Vsemirnyj ekonomicheskij forum 2016 [World Economic Forum 2016]. (2016) [Online]. Available at: https://ru. wikinews.org/wiki/Всемирный_экономический_форум_2016 (accessed 15.01.2020). (In Russian)
Zeer, E. F. (2008) Psikhologiya professij [Psychology of professions]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ., 329 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Людмила Александровна Максимова, Светлана Александровна Шайхуллина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.