Программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта как основы формирования «мягких» навыков в процессе профессионального самоопределения подростков

Авторы

  • Людмила Александровна Максимова Уральский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0003-0017-5321
  • Светлана Александровна Шайхуллина Уральский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-311-320

Ключевые слова:

профессиональное самоопределение, подростковый возраст, «мягкие» навыки, эмоциональный интеллект, психолого-педагогическое сопровождение

Аннотация

В статье описываются результаты научно-практического исследования по изучению проблематики профессионального самоопределения в современном обществе, разработке и апробации программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в подростковом возрасте, направленной на повышение уровня эмоционального интеллекта и формирование «мягких» навыков. Для того чтобы обладать конкурентным преимуществом на рынке труда, молодому современному специалисту необходимо постоянно развивать новые компетенции, такие как креативность, критическое мышление, формирование собственных суждений, а также принятие решений на их основе, когнитивная гибкость и эмоциональный интеллект. Вместе с тем быстрое развитие технологий значительно снижает количество и качество коммуникаций у подростков. Это негативно влияет на эмоциональный интеллект, в частности на чувствование и понимание эмоций и поведения других людей. Эмпирическое исследование уровня развития эмоционального интеллекта и готовности к выбору профессии проводилось на базе школы № 107 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 56 человек, возраст респондентов 16–17 лет. Авторами предложены практические упражнения, консультации в форме индивидуальной коуч-сессии, позволяющие определить и закрепить цель идею подростка в игровой форме, подкрепить выбор положительными эмоциями, таким образом превращая ее в самостоятельный мотив (цель приобретает статус мотива), и другие формы работы. При проведении сравнительного анализа данных диагностики экспериментальной и контрольной групп до и после реализации программы в экспериментальной группе выявлены значимые различия по таким шкалам методики «Готовность к выбору профессии», как «информированность» при уровне значимости p ≤ 0,01, «планирование» при уровне значимости p ≤ 0,05 и «эмоциональное отношение» при уровне значимости p ≤ 0,001. Из этого следует, что после проведения программы произошли изменения: учащиеся стали осведомленнее о мире профессий и научились соотносить информацию со своими особенностями, учитывать все факторы настоящей ситуации и перспективы, стали принимать решения более обдуманно, предусмотрительно, проявлять решительность, оценивать риски в выборе профессии. Тем самым подтвердилась гипотеза нашего исследования: психолого-педагогическая программа развития эмоционального интеллекта у подростков действительно является эффективным инструментом, способствующим формированию готовности к выбору профессии и развития «мягких» навыков в процессе сопровождения профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Андреева, И. Н. (2008) О становлении понятия «эмоциональный интеллект». Вопросы психологии, № 5, с. 83–95.

Всемирный экономический форум 2016. (2016) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikinews.org/wiki/ Всемирный_экономический_форум_2016 (дата обращения 15.01.2020).

Дружинин, В. Н. (2000) Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 320 с.

Зеер, Э. Ф. (2008) Психология профессий. М.: Академический проект, 329 с.

Искусственный интеллект. Технологии, меняющие мир. [Электронный ресурс]. URL: http://kaspersky.vedomosti. ru/tehnologii/intellekt (дата обращения 02.02.2020).

Ищенко, И. (2018) Пять факторов, влияющих на профессиональное развитие поколения Z. Rusbase. [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/opinion/razvitie-pokoleniya-z/ (дата обращения 02.01.2020).

Климов, Е. А. (1996) Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 512 с.

Кон, И. С. (1980) Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 192 с.

Ожиганова, Е. М. (2015) Теория поколений Нейла Хоува и Уильяма Штрауса. Возможности практического применения. Бизнес-образование в экономике знаний, № 1 (1), с. 94–97.

Уварова, Л. Р. (2019) Самоопределение и профессиональная подготовка детей поколения Z в учреждениях дополнительного образования. В кн.: А. Г. Самохвалова (ред.). Формирование успешности ребенка — целевая функция дополнительного образования. Кострома: Костромской государственный университет, с. 157–161.

Худолей, Н. А., Горькая, Ж. В. (2017) Взаимосвязь элементов эмоционального интеллекта с коммуникативными навыками. Universum: Психология и образование: электронный научный журнал, № 8 (38). [Электронный ресурс]. URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5012 (дата обращения 12.01.2020).

Худяков, А. И. (2008) Экспериментальная психология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 320 с.

Mayer, J. D., Salovey, P. (1997) What is emotional intelligence? In: P. Salovey, D. Sluyter (eds.). Emotional development and emotional intelligence: Educational implications. New York: Perseus Books Group Publ., pp. 3–31.

Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R. (2000) Models of emotional intelligence. In: R. Stenberg (ed.). Handbook of intelligence. New York: Cambridge University Press, pp. 396–420.

REFERENCES

Andreeva, I. N. (2008) O stanovlenii ponyatiya “emotsional’nyj intellekt” [On the development of the notion “emotional intelligence”]. Voprosy Psichologii, no. 5, pp. 83–95. (In Russian)

Druzhinin, V. N. (2000) Eksperimental’naya psikhologiya [Experimental psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 320 p. (In Russian)

Ishchenko, I. (2018) Pyat’ faktorov, vliyayushchikh na professional’noe razvitie pokoleniya Z [Five factors that influence the professional development of generation Z]. Rusbase. [Online]. Available at: https://rb.ru/opinion/ razvitie-pokoleniya-z/ (accessed 02.01.2020). (In Russian)

Iskusstvennyj intellekt [Artificial intelligence]. Tekhnologii, menyayushchie mir [Technologies that change the world]. [Online]. Available at: http://kaspersky.vedomosti.ru/tehnologii/intellekt (accessed 02.02.2020). (In Russian)

Khudolej, N. A., Gor’kaya, Zh. V. (2017) Vzaimosvyaz’ elementov emotsional’nogo intellekta s kommunikativnymi navykami [Interrelation of elements of emotional intelligence with communicative skills]. Universum: Psikhologiya i obrazovanie — Universum: Psychology and Education, no. 8 (38). [Online]. Available at: http://7universum. com/ru/psy/archive/item/5012 (accessed 12.01.2020). (In Russian)

Khudyakov, A. I. (2008) Eksperimental’naya psikhologiya v skhemakh i kommentariyakh [Experimental psychology in schemes and comments]. Saint Petersburg: Piter Publ., 320 p. (In Russian)

Klimov, Е. A. (1996) Psikhologiya professional’nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 512 p. (In Russian)

Kon, I. S. (1980) Psikhologiya starsheklassnika [Psychology of high school student]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 192 p. (In Russian)

Mayer, J. D., Salovey, P. (1997) What is emotional intelligence? In: P. Salovey, D. Sluyter (eds.). Emotional development and emotional intelligence: Educational implications. New York: Perseus Books Group Publ., pp. 3–31. (In English)

Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R. (2000) Models of emotional intelligence. In: R. Stenberg (ed.). Handbook of intelligence. New York: Cambridge University Press, pp. 396–420. (In English)

Ozhiganova, E. M. (2015) Teoriya pokolenij Nejla Houva i Uil’yama Shtrausa. Vozmozhnosti prakticheskogo primeneniya [Straus Howe generational theory. Opportunities of practical application]. Biznes-obrazovanie v ekonomike znanij, no. 1 (1), pp. 94–97. (In Russian)

Uvarova, L. R. (2019) Samoopredelenie i professional’naya podgotovka detej pokoleniya Z v uchrezhdeniyakh dopolnitel’nogo obrazovaniya [Self-determination and professional training of children of generation Z in institutions of additional education]. In: A. G. Samokhvalova (ed.). Formirovanie uspeshnosti rebenka — tselevaya funktsiya dopolnitel’nogo obrazovaniya [Formation of a child’s success is a target function of additional education]. Kostroma: Kostroma State University Publ., pp. 157–161. (In Russian)

Vsemirnyj ekonomicheskij forum 2016 [World Economic Forum 2016]. (2016) [Online]. Available at: https://ru. wikinews.org/wiki/Всемирный_экономический_форум_2016 (accessed 15.01.2020). (In Russian)

Zeer, E. F. (2008) Psikhologiya professij [Psychology of professions]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ., 329 p. (In Russian)

Опубликован

2020-12-30

Выпуск

Раздел

Статьи