Особенности Я-концепции обучающихся подросткового возраста
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-230-235Ключевые слова:
личность, Я-концепция, Я-образ, самосознание, самоуважение, самооценка, подростковый возрастАннотация
Статья посвящена особенностям Я-концепции подростков. Актуальность проблемы обусловлена повышением требований общества к личности. В настоящее время успешность человека во многом зависит от его активности, основанной на понимании своих возможностей, способностей, самого себя. В то же время происходят изменения в содержании образования. Оно все больше ориентировано на создание условий для самоопределения личности и достижения максимально возможной самореализации. Несмотря на обилие работ по проблемам развития и формирования Я-концепции в дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском возрастах, можно отметить недостаточное количество исследований данной тематики на современной популяции детей. Большая часть исследований относится к началу 2000-х годов. Теоретико-методологической основой данной работы выступило учение Р. Бернса. С точки зрения Р. Бернса, Я-концепция включает в себя три компонента (составляющих): когнитивный (самовосприятие, самоописание, самопознание, образ Я), оценочный (самоотношение, самооценка, самоуважение) и поведенческий (потенциальная поведенческая реакция, самоконтроль). Эти идеи согласуются с представлениями современных исследователей о Я-концепции и ее структуре. В статье автор приводит данные собственного эмпирического исследования, цель которого — выявление особенностей Я-концепции современных подростков. Предоставлен перечень диагностических методик по каждому из компонентов. Результаты диагностики когнитивного компонента Я-концепции подростков показали трудность респондентов в описании своих качеств, характеристик, бедность представлений о себе. Наряду с этим при анализе результатов измерения оценочного компонента наблюдается высокий уровень самооценки и притязаний, высокая степень дифференцированности самооценки, большой разрыв между самооценкой и уровнем притязаний, высокий уровень самоуважения. При изучении уровня субъективного контроля выяснилось, что подростки в целом контролируют свое поведение. Однако наблюдается тенденция перекладывать ответственность за основные успехи и неудачи на внешние факторы. Наличие выявленных особенностей в Я-концепции детей подросткового возраста говорит о необходимости дополнительных исследований данной проблематики.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Агапов, B. C. (1999) Я-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя. М.: ГУУ, 230 с.
Ахмедов, А. Б. (2009) Особенности Я-концепции у подростков, находившихся в зоне военных действий, и у их сверстников, проживающих в стабильной социальной ситуации. Психологические исследования, № 2 (4). [Электронный ресурс]. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2009n2-4/31-akhmedov4. html#e3 (дата обращения 09.06.2020).
Бернс, Р. (1986) Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 422 с.
Дутчина, О. Б. (2004) Психологические условия и средства развития позитивной Я-концепции личности студента. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Иркутск, Иркутский государственный педагогический университет, 186 с.
Кон, И. С. (1989) Психология ранней юности. М.: Просвещение, 256 с.
Михаленко, Т. Н. (2005) Психологические особенности формирования Я-концепции старшеклассниц женской гуманитарной гимназии. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Череповец, ЧГУ, 194 с.
Райгородский, Д. Я. (ред.). (2001) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАХ-М, 672 с.
Реан, А. А. (ред.). (1999) Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 288 с.
Реан, А. А. (ред.). (2007) Психология подростка. СПб.: Прайм-Еврознак, 480 с.
Роджерс, К. (2001) Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Эксмо-Пресс, 414 с.
Ромек, В. Г. (2008) Тест уверенности в себе. Психологическая диагностика, № 1, с. 59–82.
Столин, В. В. (1983) Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 284 с.
Шевченко, Н. Г. (2007) Духовно-нравственное воспитание как главные составляющие системы воспитательной работы Минераловодского филиала МОСУ. В кн.: И. Г. Безуглов, Л. В. Темнова (ред). Формирование личности современного специалиста как гражданина и профессионала: материалы межвузовской научно-практической конференции (16 апреля 2007 г.). М.: МОСУ, c. 164–170.
REFERENCES
Agapov, V. C. (1999) Ya-kontseptsiya v strukture upravlencheskoj deyatel’nosti rukovoditelya [Self-concept in the structure of managerial activities of the head]. Moscow: State University of Management Publ., 230 p. (In Russian)
Akhmedov, A. B. (2009) Osobennosti Ya-kontseptsii u podrostkov, nakhodivshikhsya v zone voennykh dejstvij, i u ikh sverstnikov, prozhivayushchikh v stabil’noj sotsial’noj situatsii [Self-concept of adolescents in war zone and peaceful circumstances]. Psikhologicheskie issledovaniya, no. 2 (4). [Online]. Available at: http://www. psystudy.ru/index.php/num/2009n2-4/31-akhmedov4.html#e3 (accessed 09.06.2020). (In Russian)
Burns, R. (1986) Self-concept development and education. Moscow: Progress Publ., 422 p. (In Russian)
Dutchina, O. B. (2004) Psikhologicheskie usloviya i sredstva razvitiya pozitivnoj Ya-kontseptsii lichnosti studenta [Psychological conditions and means of developing a positive self-concept of the student’s personality]. PhD dissertation (Psychology). Irkutsk: Irkutsk State Pedagogical University, 186 p. (In Russian)
Kon, I. S. (1989) Psikhologiya rannej yunosti [The psychology of early youth]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 256 p. (In Russian)
Mikhalenko, T. N. (2005) Psikhologicheskie osobennosti formirovaniya Ya-kontseptsii starsheklassnits zhenskoj gumanitarnoj gimnazii [Psychological features of the formation of the self-concept of high school students of the humanitarian school]. PhD dissertation (Psychology). Cherepovets, Cherepovets State University, 194 p. (In Russian)
Rajgorodskij, D. Ya. (ed.). (2001) Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy [Practical psychodiagnostics. Techniques and tests]. Samara: Bakhrakh-M Publ., 672 p. (In Russian)
Rean, A. A. (ed.). (1999) Psikhologiya izucheniya lichnosti [Psychology of the study of personality]. Saint Petersburg: Mikhajlov V. A. Publ., 288 p. (In Russian)
Rean, A. A. (ed.). (2007) Psikhologiya podrostka [Psychology of a teenager]. Saint Petersburg: Prajm-Evroznak Publ., 480 p. (In Russian)
Rogers, C. (2001) On becoming a person: A therapist’s view of psychotherapy Moscow: Eksmo-Press Publ., 414 p. (In Russian)
Romek, V. G. (2008) Test uverennosti v sebe [Self-confidence test]. Psikhologicheskaya diagnostika, no. 1, pp. 59–82. (In Russian)
Shevchenko, N. G. (2007) Dukhovno-nravstvennoe vospitanie kak glavnye sostavlyayushchie sistemy vospitatel’noj raboty Mineralovodskogo filiala MOSU [Spiritual and moral education as the main components of the educational system of the Mineralovodsk branch of the Moscow Open Social University]. In: I. G. Bezuglov, L. V. Temnova (eds.). Formirovanie lichnosti sovremennogo spetsialista kak grazhdanina i professionala: materialy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (16 aprelya 2007 g.) [Formation of the personality of a modern specialist as a citizen and professional: Materials of an inter-university scientific and practical conference (April 16, 2007)]. Moscow: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. Y. Kikot Publ., pp. 164–170. (In Russian)
Stolin, V. V. (1983) Samosoznanie lichnosti [Self-conscience]. Moscow: Moscow University Press, 284 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Александр Александрович Жданов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.