Научный обзор современных психолого-педагогических исследований по проблеме сексуального образования

Авторы

  • Анна Александровна Озерина Волгоградский государственный университет; Волгоградский государственный медицинский университет https://orcid.org/0000-0002-9611-3928
  • Геннадий Александрович Родионов Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-288-293

Ключевые слова:

сексуальное образование, половое воспитание, психосексуальное развитие, психология, педагогика

Аннотация

Актуальность представленной работы с научной точки зрения обусловлена, прежде всего, неоднозначностью понятийного аппарата в области сексуального образования как в отечественной, так и в зарубежной науке, а также недостаточностью теоретического обоснования принципов, методов и целей полового воспитания. Практическая значимость работы определяется существующими трудностями разработки и реализации курсов полового воспитания в системе российских школ и вузов. В данной статье авторами приводятся результаты теоретического анализа научных исследований, выполненных в основном отечественными психологами и педагогами за последние пять лет, по проблеме сексуального образования и воспитания. Авторами предпринята попытка выделить основные вопросы, которые поднимаются в современных отечественных исследованиях. Нами было установлено, что предметом научного интереса ученых в рамках данной темы становятся, во-первых, вопросы терминологии, неоднозначности существующих определений понятий «гендер», «сексуальность», «половое воспитание», «сексуальное воспитание» и других. Во-вторых, исследователи рассматривают возможности, ограничения и риски внедрения сексуального образования в практику учебного процесса. Многими авторами подчеркивается значимость учета возрастных особенностей психического развития детей и подростков в процессе реализации подобных курсов и предметов. И в-третьих, авторы научных работ отмечают сложность разработки учебных программ в сфере сексуального образования и воспитания. Также в анализируемых статьях отмечается необходимость организации грамотной и специфической подготовки педагогических кадров.

Анализ научных работ демонстрирует противоречивость подходов к определению роли сексуального образования в отечественной науке и практике. Возможные негативные последствия при недостаточной компетентности специалистов образовательного учреждения актуализируют проблему теоретической проработки и обоснования программ сексуального образования в рамках учебно-воспитательного процесса. Другими словами, сексуальное образование может быть рассмотрено в качестве здоровьесберегающей технологии при условии реализации системного междисциплинарного подхода к разработке соответствующих программ, имеющих опору на достоверные научные данные и международный опыт.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Багоцкий, С. В., Беляев, Г. Ю., Беляева, А. В. (2017) Половое воспитание школьников: стратегия, тактика, решения в культуре профессиональной подготовки будущего педагога. Образование личности, № 2, с. 88–95.

Баркова, С. М. (2016) Отношение к детской сексуальности у мужчин и женщин в период ранней взрослости. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб., СПбГУ, 26 с.

Горян, Э. В. (2016) Сексуальное образование в системе международно-правовых гарантий прав и свобод человека. Юридические исследования, № 9, с. 75–94. DOI: 10.7256/2409-7136.2016.9.20240

Грехнев, В. С. (2015) Тождество и различие гендерного и полового воспитания. Философия и общество, № 3–4 (77), с. 166–180.

Григорьева, Ю. С., Хуснуярова, Ю. И. (2015) Проблема полового воспитания детей дошкольного возраста. Пермский педагогический журнал, № 7, с. 31–35.

Даев, Е. В. (2016) О биологическом и социальном в сексуальной ориентации человека: хемокоммуникационная гипотеза. Экологическая генетика, т. 14, № 3, с. 3–12. DOI: 10.17816/ecogen1433-12

Есина, С. В., Бланц, О. Б. (2018) Теоретический анализ проблемы сексуального воспитания подростков. Общество, № 1 (9), с. 44–50.

Иванова, Н. Ю. (2013) Психологические аспекты понятия «Сексуальность». Вестник Томского государственного педагогического университета, № 11 (139), с. 81–86.

Исаев, Д. Д. (2016) Деконструкция гетеронормативной матрицы. Психология. Журнал Высшей школы экономики, т. 13, № 1, с. 9–26. DOI: 10.17323/1813-8918-2016-1-9-26

Кадошникова, М. Ю. (2015) К вопросу о необходимости сексуального образования для подростков и их родителей. Здоровье и образование в XXI веке, т. 17, № 1, с. 111–118.

Кернберг, О. Ф. (2000) Отношения любви. Норма и патология. М.: Класс, 250 с.

Конина, М. А., Холмогорова, А. Б. (2015) Стратегии сексуального поведения в современной культуре. Культурно-историческая психология, т. 11, № 1, с. 61–70. DOI: 10.17759/chp.2015110108

Петрова, Т. В. (2007) Система возможных причин негативных последствий в половом воспитании младших школьников. Сибирский педагогический журнал, № 3, с. 259–270.

Смирнов, А. М. (2018) Криминологические проблемы отсутствия полового образования и воспитания в российских школах. Пробелы в российском законодательстве, № 4, с. 211–215.

Тартаковская, И. Н., Лунин, И. И. (2018) Социальные трансформации гендера и сексуальности в свете идей И. С. Кона. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, № 6, с. 4–19. DOI: 10.14515/monitoring.2018.6.01

Утеулиев, Е. С., Миронова, В. Г. (2017) Половое воспитание, его влияние на сексуальное здоровье. Вестник КазНМУ, № 4, с. 235–237.

Чернышева, С. В. (2016) Сущность полового воспитания подростков как условия их подготовки к ответственному родительству. Новая наука: Стратегии и векторы развития, № 118-2, с. 130–132.

Юминов, Э. А., Юминова, А. В. (2016) Контрацепция как способ профилактики инфекций, передаваемых половым путем на примере города-милионника Челябинской области. Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области, т. 1, № 1 (12), с. 60–69.

Brief sexuality-related communication: Recommendations for a public health approach. (2015) Geneva: World Health Organization Publ., 70 p.

International technical guidance on sexuality education: An evidence-informed approach. (2018) Paris: UNESCO Publ., 138 p.

Mayer, L. S., McHugh, P. R. (2016) Sexuality and gender: Findings from the biological, psychological, and social sciences. The New Atlantis, no. 50, pp. 10–143.

Petrova, D., Garcia-Retamero, R. (2015) Effective evidence-based programs for preventing sexually-transmitted infections: A meta-analysis. Current HIV Research, vol. 13, no. 5, pp. 432–438.DOI: 10.2174/1570162X13666150511143943

REFERENCES

Bagotsky, S. V., Belyaev, G. Yu., Belyaeva, A. V. (2017) Polovoe vospitanie shkol’nikov: strategiya, taktika, resheniya v kul’ture professional’noj podgotovki budushchego pedagoga [Sex education of schoolchildren: strategies, tactics, and solutions in the culture of professional training for future teachers]. Obrazovanie lichnosti — Personality Formation, no. 2, pp. 85–95. (In Russian)

Barkova, S. M. (2016) Otnoshenie k detskoj seksual’nosti u muzhchin i zhenshchin v period rannej vzroslosti [Attitudes to child sexuality in men and women during early adulthood]. Extended abstract of candidate PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 26 p. (In Russian)

Brief sexuality-related communication: Recommendations for a public health approach. (2015) Geneva: World Health Organization Publ., 70 p. (In English)

Chernysheva, S. V. (2016) Sushchnost’ polovogo vospitaniya podrostkov kak usloviya ikh podgotovki k otvetstvennomu roditel’stvu [The essence of adolescent sex education as a condition for their preparation for responsible parenting]. Novaya nauka: Strategii i vektory razvitiya, no. 118-2, pp. 130–132. (In Russian)

Daev, E. V. (2016) O biologicheskom i sotsial’nom v seksual’noj orientatsii cheloveka: khemokommunikatsionnaya gipoteza [Biological and social aspects of human sexual orientation: Chemocommunicative hypothesis]. Ekologicheskaya genetika — Ecological Genetics, vol. 14, no. 3, pp. 3–12. DOI: 10.17816/ecogen1433-12 (In Russian)

Esina, S. V., Blants, O. B. (2018) Teoreticheskij analiz problemy seksual’nogo vospitaniya podrostkov [Theoretical analysis of the problem sexual education of adolescents]. Obshchestvo, no. 1 (9), pp. 44–50. (In Russian)

Gorian, E. V. (2016) Seksual’noe obrazovanie v sisteme mezhdunarodno-pravovykh garantij prav i svobod cheloveka [Sex education within the system of international legal guarantees of human rights and freedoms]. Yuridicheskie issledovaniya — Legal Studies, no. 9, pp. 75–94. DOI: 10.7256/2409-7136.2016.9.20240 (In Russian)

Grekhnev, V. S. (2015) Tozhdestvo i razlichie gendernogo i polovogo vospitaniya [Identity and difference of gender and sex education]. Filosofiya i obshchestvo — Philosophy and Society, no. 3–4 (77), pp. 166–180. (In Russian)

Grigor’eva, Yu. S., Husnuyarova, Yu. I. (2015) Problema polovogo vospitaniya detej doshkol’nogo vozrasta [The problem of sexual education of preschool children]. Permskij pedagogicheskij zhurnal, no. 7, pp. 31–35. (In Russian)

International technical guidance on sexuality education: An evidence-informed approach. (2018) Paris: UNESCO Publ., 138 p. (In English)

Isaev, D. D. (2016) Dekonstruktsiya geteronormativnoj matritsy [Deconstruction of heteronormative matrix]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki — Psychology Journal of the Higher School of Economics, vol. 13, no. 1, pp. 9–26. DOI: 10.17323/1813-8918-2016-1-9-26 (In Russian)

Ivanova, N. Yu. (2013) Psikhologicheskie aspekty ponyatiya “Seksual’nost’ ” [Psychological aspects of the concept “sexuality”]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 11 (139), pp. 81–86. (In Russian)

Kadoshnikova, M. Yu. (2015) K voprosu o neobkhodimosti seksual’nogo obrazovaniya dlya podrostkov i ikh roditelej [To the question about the need for sexual education for adolescents and their parents]. Zdorov’e i obrazovanie v XXI veke — Health and Education Millennium, vol. 17, no. 1, pp. 111–118. (In Russian)

Kernberg, O. F. (2000) Love relations: Normality and pathology. Moscow: Klass Publ., 250 p. (In Russian)

Konina, M. A., Kholmogorova, A. B. (2015) Strategii seksual’nogo povedeniya v sovremennoj kul’ture [Sexual behavior strategies in modern culture]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, vol. 11, no. 1, pp. 61–70. DOI: 10.17759/chp.2015110108 (In Russian)

Mayer, L. S., McHugh, P. R. (2016) Sexuality and gender: Findings from the biological, psychological, and social sciences. The New Atlantis, no. 50, pp. 10–143. (In English)

Petrova, D., Garcia-Retamero, R. (2015) Effective evidence-based programs for preventing sexually-transmitted infections: A meta-analysis. Current HIV Research, vol. 13, no. 5, pp. 432–438. DOI: 10.2174/1570162X13666150511143943 (In English)

Petrova, T. V. (2007) Sistema vozmozhnykh prichin negativnykh posledstvij v polovom vospitanii mladshikh shkol’nikov [System of possible causes of negative consequences in sex education of primary school children]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal — Siberian Pedagogical Journal, no. 3, pp. 259–270. (In Russian)

Smirnov, A. M. (2018) Kriminologicheskie problemy otsutstviya polovogo obrazovaniya i vospitaniya v rossijskikh shkolakh [Criminological problems of absence of sexual education and education in Russian schools]. Probely v rossijskom zakonodatel’stve — The Gaps in the Russian Legislation, no. 4, pp. 211–215. (In Russian)

Tartakovskaya, I. N., Lunin, I. I. (2018) Sotsial’nye transformatsii gendera i seksual’nosti v svete idej I. S. Kona [Social transformation of gender and sexuality as viewed by I. S. Kon]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny — Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, no. 6, pp. 4–19. DOI: 10.14515/monitoring.2018.6.01 (In Russian)

Uteuliev, E. S., Mironova, V. G. (2017) Polovoe vospitanie, ego vliyanie na seksual’noe zdorov’e [Sex education, its influence on sexual health]. Vestnik KazNMU, no. 4, pp. 235–237. (In Russian)

Uminov, E. A., Uminova, A. V. (2016) Kontratseptsiya kak sposob profilaktiki infektsij, peredavaemykh polovym putem na primere goroda-milionnika Chelyabinskoj oblasti [Contraception as a way to prevent infections, sexually transmitted diseases on an example of million population city of Chelyabinsk region]. Vestnik Soveta molodykh uchenykh i spetsialistov Chelyabinskoj oblasti, vol. 1, no. 1 (12), pp. 60–69. (In Russian)

Опубликован

2020-11-17

Выпуск

Раздел

Статьи