Топология, метрика и хронология уровневой периодизации онтогенеза

  • Юрий Николаевич Карандашев Независимый исследователь
Ключевые слова: онтогенез, топология онтогенеза, метрика онтогенеза, хронология онтогенеза, периодизация развития, уровневая периодизация онтогенеза

Аннотация

Центральной проблемой психологии развития и психологии в целом является способ деления жизни на периоды, называемый в европейской традиции периодизацией онтогенеза. Не только общепринятое деление на отдельные периоды, но и создание теории, которая объясняет, почему индивидуальная жизнь делится на соответствующие периоды. Только имея такую теоретическую конструкцию, можно ставить вопросы, относящиеся к эмпирическому наполнению периодов любого уровня. Предлагаемая здесь схема периодизации называется (много)уровневой, поскольку основана на понятии уровня организации и соответственно на иерархии уровней, которая следует из него. Основным преимуществом такого подхода к проблеме периодизации является реальная возможность описать ход развития живого существа, начиная с минимального уровня созревающей яйцеклетки и заканчивая определенным уровнем организации, предельным для данного биологического вида. Что касается неуровневого и полууровневого подходов, они не имеют такой возможности, а потому их доминирование в науке задерживает развитие психологии.

Основным компонентом уровневой схемы развития является взаимодействие уровней, однако не только смежных, т. е. соседствующих по иерархии, но и каждого из них друг с другом, равно как и внутри самих уровней. Следует особо отметить, что анализ уровневого взаимодействия не может быть прерогативой отдельной науки. Занимаясь своими эмпирическими уровнями, каждая из наук традиционно не выходит за границы своей территории и поэтому не может взвалить на свои плечи всю онтогенетическую иерархию уровней организации. Как известно, бывший (мета)системный подход отказался от конкретики, чтобы освободить себе путь для обобщений, но так и не смог прийти к эволюционному пониманию онтологии уровней организации.

В свое время Л. С. Выготский настойчиво указывал на необходимость конструктивного подхода как в общей психологии, так и в психологии развития, но, к сожалению, не успел довести результаты своей плодотворной работы до уровневого воплощения. Поэтому представленные здесь материалы являются в некотором смысле продолжением данного теоретического направления. Их изложение начинается здесь с традиционного понятия временной шкалы. Затем вводится понятие уровня организации, последовательно развертывающееся до иерархии уровней. А затем на основе уровневых относительных шкал строится абсолютная хронологическая шкала онтогенеза, открывая путь к процессу эмпирического наполнения предложенной схемы периодизации.

Литература

ЛИТЕРАТУРА

Выготский, Л.С. (1984) Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 433 c.

Карандашев, Ю.Н. (1981) Как дети понимают взрослых. Минск: Изд-во БГУ, 208 c.

Карандашев, Ю.Н. (1989) Развивающиеся роботы будущего. Минск: Вышэйшая школа, 256 c.

Карандашев, Ю.Н. (1997а) Психология развития. Ч. 1. Введение. Минск: б. и., 240 c.

Карандашев, Ю.Н. (1997б) Психология развития. Ч. 2. Общая теория систем. Минск: б. и., 224 c.

Карандашев, Ю.Н. (2012) Предмет, содержание и структура психологической науки. В кн.: Е.Е. Сапогова (ред.), Психосфера. Вып. 6. Тула: Изд-во ТулГУ, с. 49–65.

Карандашев, Ю.Н. (2013) Эволюционная концепция и периодизация онтогенетического развития. Bielsko-Biała: Karandashev, 110 с.

Карандашев, Ю.Н. (2017) Механизм становления материи в гегелевском учении о бытии. Бельско-Бяла: Addendum, 260 с.

Карандашев, Ю.Н., Ховер, Ю. (2003) Диагностика нервно-психического развития в раннем детстве. Минск: б. и., 304 c.

Arystoteles (1972) O duszy. Warszawa: PWN, 185 s.

Flammer, A. (1988) Entwicklungstheorien: Psychologische Theorien der menschlichen Entwicklung. Bern: Hans Huber, 358 s.

Karandaschew, Ju. (1993) Lebensspannenpsychologie: Theoretische Einfuehrung, Oder das funktional–stadiale Modell der psychischen Entwicklung des Menschen. Lubeck: Hansisches Verlagskontor, 134 s.

Karandashev, Yu. (2011) Metateoria rozwoju L.S. Wygotskiego: opis formalny. Horyzonty psychologii, t. 1, no. 1, s. 37–60.

Karandashev, Yu. (2012) Traktat O duszy. Rozwoj czy pochodzenie? Horyzonty psychologii, t. 2, s. 57–73.

Karandashev, Yu. (2013) Ewolucyjna koncepcja i periodyzacja rozwoju ontogenetycznego. Bielsko-Biała: Karandashev, 110 s.

Karandashev, Yu. (2016) Chronologia i metryka rozwoju ontogenetycznego. Psychologiczne Zeszyty Naukowe, № 1, s. 101–122.

Liberska, H. (2011) Teorie rozwoju psychicznego. W: J. Trempała (red.), Psychologia rozwoju człowieka. Warszawa: PWN, s. 71–126.

REFERENCES

Arystoteles (1972) O duszy [On the soul]. Warsaw: PWN Publ., 185 p. (In Polish)

Flammer, A. (1988) Entwicklungstheorien: Psychologische Theorien der menschlichen Entwicklung [Development Theories: Psychological Theories of Human Development]. Bern: Hans Huber Publ., 358 p. (In Deutsch)

Karandaschew, Ju. (1993) Lebensspannenpsychologie: Theoretische Einfuehrung, Oder das funktional–stadiale Modell der psychischen Entwicklung des Menschen [Life Span Psychology: Theoretical Introduction, Or the Functional-Steady Model of Human Psychic Development]. Lubeck: Hansisches Verlagskontor Publ., 134 p. (In Deutsch)

Karandashev, Yu.N. (1981) Kak deti ponimayut vzroslykh [How do children understand adults]. Minsk: Belarusian State University Publ., 208 p. (In Russian)

Karandashev, Yu.N. (1989) Razvivayushchiesya roboty budushchego [Developing robots of the future]. Minsk: Vyshejshaya shkola Publ., 256 p. (In Russian)

Karandashev, Yu.N. (1997a) Psikhologiya razvitiya. Ch. 1. Vvedenie [Developmental psychology. Pt. 1. Introduction]. Minsk: s. n., 240 p. (In Russian)

Karandashev, Yu.N. (1997b) Psikhologiya razvitiya. Ch. 2. Obshchaya teoriya sistem [Developmental psychology. Pt. 2. General system theory]. Minsk: s. n., 224 p. (In Russian)

Karandashev, Yu. (2011) Metateoria rozwoju L.S. Wygotskiego: opis formalny [Metathesis of development L.S. Vygotsky: a formal description]. Horyzonty psychologii, vol. 1, no. 1, pp. 37–60. (In Polish)

Karandashev, Yu.N. (2012) Predmet, soderzhanie i struktura psikhologicheskoj nauki [The subject, content and structure of psychological science]. In.: E.E. Sapogova (ed.), Psikhosfera — Psychosphere, issue 6. Tula: Tula State University Publ., pp. 49–65. (In Russian)

Karandashev Yu. (2012) Traktat O duszy. Rozwoj czy pochodzenie? [Treaty on the soul. Development or origin?]. Horyzonty psychologii, vol. 2, pp. 57–73. (In Polish)

Karandashev, Yu.N. (2013) Evolyutsionnaya konceptsiya i periodizatsiya ontogeneticheskogo razvitiya [Evolutionary concept and periodization of ontogenetic development]. Bielsko-Biała: Karandashev Publ., 110 p. (In Russian)

Karandashev, Yu. (2013) Ewolucyjna koncepcja i periodyzacja rozwoju ontogenetycznego [Evolutionary concept and periodization of ontogenetic development]. Bielsko-Biała: Karandashev Publ., 110 p. (In Polish)

Karandashev, Yu. (2016) Chronologia i metryka rozwoju ontogenetycznego [Chronology and metrics of ontogenetic development]. Psychologiczne Zeszyty Naukowe — Scientific Papers on Psychology, no. 1, pp. 101–122. (In Polish)

Karandashev, Yu.N. (2017) Mekhanizm stanovleniya materii v gegelevskom uchenii o bytii [The mechanism of formation of matter in Hegel’s theory of being]. Bielsko-Biała: Addendum Publ., 260 p. (In Russian)

Karandashev, Yu.N., Hover, Yu. (2003) Diagnostika nervno-psikhicheskogo razvitiya v rannem detstve [Diagnosis of neuropsychic development in early childhood]. Minsk: s. n., 304 p. (In Russian)

Liberska, H. (2011) Teorie rozwoju psychicznego [Theories of mental development]. In: J. Trempała (ed.), Psychologia rozwoju człowieka [Psychology of human development]. Warsaw: Państwowe Wydawnictwo Naukowe Publ., pp. 71–126. (In Polish)

Vygotskij, L.S. (1984) Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 4. Detskaya psikhologiya [Collected works: in 6 vols. Vol. 4. Childpsychology]. Moscow: Pedagogika Publ., 433 p. (In Russian)

Опубликован
2019-06-21
Раздел
Статьи