Формы трансфера в педагогическом общении

  • Елена Юрьевна Коржова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Севиль Афрасябовна Векилова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Ирина Борисовна Терешкина Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Ключевые слова: педагогическое общение, преподаватель, метод цветовой семантики, трансфер, формы трансфера

Аннотация

В статье рассматривается феномен педагогического общения и отношений, проецируемых на преподавателя студентами. Теоретической основой настоящего исследования стали идеи психоаналитической педагогики, представленные работами современного австрийского психоаналитика Гельмута Фигдора. Основной феномен, который изучается в эмпирической части работы, — трансфер (перенос) и его формы у студентов. По данным ряда исследователей, педагогический трансфер вносит свой негативный вклад в процесс профессионального выгорания преподавателей, осложняя процесс рефлексии профессиональной деятельности и вызывая защитные контрпереносные реакции, направленные на студентов.

Была сформулирована гипотеза о том, что явление трансфера существует как элемент педагогического общения и может быть обнаружено эмпирически: преподаватель наделяется в процессе коммуникации свойствами из прошлого опыта взаимоотношений студента со значимыми фигурами его детства.

Для проверки гипотезы был использован тест цветовых метафор, разработанный И. Л. Соломиным на основе цветового теста отношений А. М. Эткинда. Метод цветовой семантики использован с целью минимизировать искажения социальной желательности, характерные в заданиях, где необходимо оценить человека в социальных ролях, которые табуированы для негативных оценок. Респондентам предлагалось ассоциативно обозначить каждое понятие из 48 слов списка определенным цветом из восьми предложенных. Полученные групповые данные использовались в качестве основы для кластерного анализа. Выборку составили 38 человек, выпускников бакалаврских программ заочного и очного отделений Института психологии РГПУ им. А. И. Герцена. Полученные результаты позволяют говорить о наличии феномена трансфера в педагогическом общении, который имеет формы объектного (отцовского), негативного переноса, позитивно-идеализированного и опорного или аналитического трансфера. Наиболее часто (в 57,9 % случаев) преподаватель наделяется качествами контролирующей, оценивающей и «наказующей» фигуры, при этом он равнодушен и отстранен, как прохожий. Таким образом, в глазах студентов преподаватель прежде всего авторитетная фигура, наделенная властью и полномочиями.

Литература

ЛИТЕРАТУРА

Артемьева, Е.Ю. (2007) Психология субъективной семантики. М.: URSS ЛКИ, 126 с.

Голдсмит, Г.Н. (2015) История концепции переноса. Журнал практической психологии и психоанализа, № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournal.ru/articles/istoriya-koncepcii-perenosa (дата обращения 02.03.2019).

Калина, Н.Ф. (2001) Основы психоанализа. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 395 с.

Карвасарский, Б.Д. (ред.) (2006) Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 943 с.

Кернберг, О.Ф. (2001) Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. М.: Класс, 464 с.

Куттер, П., Мюллер, Т. (2011) Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. М.: Когито-центр, 383 с.

Лейбин В. (2010) Словарь-справочник по психоанализу. М.: АСТ Москва, 956 с.

Мак-Вильямс, Н. (2015) Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Класс, 474 с.

Райкова, Е.Ю. (2011) Переносные и контрпереносные взаимоотношения: ошибка или неизбежность психоаналитической практики. Молодой ученый, № 6–2, с. 105–108.

Сандлер, Дж., Дэр, К., Холдер, А. (2017) Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. М.: Когито-Центр, 252 с.

Соломин, И.Л. (2001) Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. СПб.: ИМАТОН, 112 с.

Фигдор, Г. (1997) Психоаналитическая-педагогическая консультация. Московский психотерапевтический журнал, № 1, с. 92–119. [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/files/23777/mpj_1997_n1_Figdor.pdf (дата обращения 02.03.2019).

Фигдор, Г. (2000) Психоаналитическая педагогика. М.: Изд-во Института психотерапии, 280 с.

Фрейд, З. (1991) Психоаналитические этюды. Минск: Беларусь, 604 с.

Эткинд, А.М. (1983) Цветовой тест отношений. Л.: Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический ин-т им. В.М. Бехтерева, 10 с.

Baumlin, J.S., Weaver, V.E. (2000) Teaching, classroom authority, and the psychology of transference. Journal of General Education, vol. 49, no. 2, pp. 78–87.

Mayes, C. (2009) The psychoanalytic view of teaching and learning, 1922–2002. Journal of Curriculum Studies, vol. 41, no. 4, pp. 539–567.

Shim, J.M. (2015) Transference, counter-transference, and reflexivity in intercultural education. Educational Philosophy and Theory, vol. 47, no. 7, pp. 675–687.

REFERENCES

Artem’eva, E.Yu. (2007) Psikhologiya sub’ektivnoj semantiki [Psychology of subjective semantics]. Moscow: URSS LKI Publ., 126 p. (In Russian)

Baumlin, J.S., Weaver, V.E. (2000) Teaching, classroom authority, and the psychology of transference. Journal of General Education, vol. 49, no. 2, pp. 78-87. (In English)

Etkind, A.M. (1983) Tsvetovoj test otnoshenij [Colour test of relations]. Leningrad: Bekhterev Psychoneurological Institute Publ., 10 p. (In Russian)

Figdor, H. (1997) Psychoanalytisch-padagogische Erziehungsberatung. Die Renaissance einer klassischen Idee [Psychoanalytic-pedagogical consultation]. Moskovskij psikhoterapevticheskij zhurnal, № 1, pp. 92–119. [Online]. Available at: http://psyjournals.ru/files/23777/mpj_1997_n1_Figdor.pdf (accessed 02.03.2019). (In Russian)

Figdor, H. (2000) Psikhoanaliticheskaya pedagogika [Psychoanalytic pedagogy]. Moscow: Institute of psychotherapy Publ., 280 p. (In Russian)

Freud, Z. (1991) Psikhoanaliticheskie etyudy [Psychoanalytic studies]. Minsk: Belarus Publ., 604 p. (In Russian)

Goldsmit, G.N. (2015) Istoriya kontseptsii perenosa. Zhurnal prakticheskoj psikhologii i psikhoanaliza, № 4. [Online]. Available at: http://psyjournal.ru/articles/istoriya-koncepcii-perenosa (accessed: 02.03.2019). (In Russian)

Kalina, N.F. (2001) Osnovy psikhoanaliza [The foundations of psychoanalysis]. Moscow: Refl-buk Publ., Kiev: Vakler Publ., 395 p. (In Russian)

Karvasarskij, B.D. (ed.). (2006) Psikhoterapevticheskaya entsiklopediya [The psychotherapeutic encyclopedia]. Saint Petersburg: Piter Publ., 943 p. (In Russian)

Kernberg, O.F. (2001) Severe personality disorders. Moscow: Class Publ., 646 p. (In Russian)

Kutter, P., Muller, T. (2011) Psychoanalyse. Eine Einfuhrung in die Psychologie unbewusster Prozesse [Modern psychoanalysis. Introduction to the psychology of unconscious processes]. Moscow: Kogito-tsentr Publ., 383 p. (In Russian)

Lejbin, V. (2010) Slovar’-spravochnik po psikhoanalizu [Dictionary-reference book on psychoanalysis]. Moscow: AST Moskva Publ., 956 p. (In Russian).

Mayes, C. (2009) The psychoanalytic view of teaching and learning, 1922–2002. Journal of Curriculum Studies, vol. 41, no. 4, pp. 539–567. (In English)

McWilliams, N. (2015) Psychoanalytic diagnosis: understanding personality structure in the clinical process. Moscow: Klass Publ., 474 p. (In Russian)

Rajkova, E.Yu. (2011) Perenosnye i kontrperenosnye vzaimootnosheniya: oshibka ili neizbezhnost’ psikhoanaliticheskoj praktiki [Transference and counter-transference relationships: mistake or inevitability of psychoanalytic practice]. Molodoj uchenyj — Young Scientist, № 6–2, pp. 105–108. (In Russian)

Sandler, J., Dare, C., Holder, A. (2017) The patient and the analyst: The basis of the psychoanalytic process. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 252 p. (In Russian)

Shim, J.M. (2015) Transference, counter-transference, and reflexivity in intercultural education. Educational Philosophy and Theory, vol. 47, no. 7, pp. 675–687. (In English)

Solomin, I.L. (2001) Psikhosemanticheskaya diagnostika skrytoj motivatsii [Psychosemantic diagnosis of latent motivation]. Saint Petersburg: IMATON Publ., 112 p. (In Russian)

Опубликован
2019-06-21
Раздел
Статьи